Сергей Волков. «Ильич»

Роман моего доброго товарища Сергея Волкова «Ильич» мне посчастливилось прочесть в рукописи. Я рассчитывал на этот текст — скоротать неделю самоизоляции в деревне, но Сергей меня подвел, и я проглотил роман за два вечера и одну ночь.

Странная эпоха 90х, пожалуй, наконец, отдаляется от нас и становится средой для рефлексии. Удивительное время невысокой цены жизни на весах бытия и, одновременно, бесценности каждого дня, ибо молодость и ежедневные открытия были спрессованы с такой густотой, как лишь за пятьдесят и сто лет до того. Густота и плотность жизненного эфира, умноженные на необязательность существования доводили бытие до высот трагедийной — да и комедийной — формы. То, что тогда казалось обыденностью, выглядит как мощнейшая концентрация всех чувств, физически острая боль и удовольствие экзистенции.

Правда, понятно это стало лишь через оптику времени.

Сейчас фабула романа звучит анекдотом — ишь, откопал бронзовую статую Ленина. Но тогда, в начале 90х, этот курьез переворачивал жизнь не только отдельного персонажа, но всей Ойкумены. И возносил на вершину мира, и убивал реально — буднично, обыденно, вполне по-настоящему.

Собственно, этот вязкий и страшный, но восхитительный миг бытия в 90х в России и есть роман Сергея Волкова «Ильич».

Русской литературе опять повезло с героем, а читателю — с романом. Vote «Ильич»!

Петр Шепин – продюсер, Москва.

Рецензии

Сергей Беляков

Дорогой Ильич

Финал этого романа просто грандиозный. «Бронзовый Ильич поднялся на ноги – и что-то случилось. Словно бы статуя <…> ожила и открыла портал в другую Вселенную, и оттуда хлынула тьма…» Только мгновение назад город на берегу реки сиял огнями, но из могилы поднялся «бронзовый Ильич и одним махом руки погасил все. Деэлектрификация.»

«Ильич летел сквозь ночь, он рассекал её тёмное полотно, и вы- тянутая рука, освещённая лучом фонарика, казалась дланью божества, по мановению которой обрушивались горы, текли вспять реки, поднимались из песка и камня города, зажигались в небе звезды, и возникала новая жизнь взамен старой. Сейчас он погрузил в очистительную тьму город, отвергший его, и с прищуром, с усмешкой смотрел на редкие огоньки от фар автомобилей, пробирающихся внизу по тёмным улицам».

Мистика! Мрачноватая, конечно. Жанр определен зловещим термином «роман-кенотаф». Как же прочитать символику финала? Она допускает самые разные толкования. Серый (Сергей), простой парень из волжского города, освободил из земляного плена идола ушедшей эпохи. Может быть, народу нужен вождь новой пролетарской революции? Но почему тогда Ильич погасил свет? Он потащит народ за собой в могилу? Или в какое-то новое светлое будущее позовет? «Ильич указывал им путь». Это последняя фраза романа. Но путь куда?

Книгу все-таки начинают читать с первых страниц. И тогда окажется, что перед нами реалистический роман о девяностых. И никакой мистики. 1992 год. Средневолжск. Не самый большой город, но и не маленький. Средний. Как и по всей стране, в нем соседствуют обветшавший социализм и молодой, агрессивный капитализм. Улицы еще носят имена Ленина, Калинина, Энгельса, Маркса. Но на них уже стоят киоски, ларьки, «комки» (коммерческие магазины). Из недавнего прошлого вышли «новые русские». Из бандитов «увесистые парни в кожанках». Из советской номенклатуры – хозяева жизни. Флинт, один из них, был в недавнем прошлом секретарем партийной организации завода, «неприметным человечком с гибкой спиной и обширными связями».

Флинт заказал на кладбище домашних животных могилу для своего безвременно почившего в бозе алабая Стёпы. Стёпа был гигантом, и могила должна быть очень глубокая. Этот факт имеет самое прямое отношение к развитию сюжета. Выкапывая глубокую могилу, Серый добрался до какого-то металла. Подумал, что люк. Оказалось – огромное ухо. Только на 126-й странице романа выясняется, что ухо – фрагмент гигантской статуи Ленина. С этого момента начинается борьба за сто двадцать тонн бронзы. Поистине дорогой Ильич. Не божество, не символ. Просто груда цветного металла. Но очень большая. И очень дорогая.

Действие романа развивается довольно вяло, увязает в бытовых подробностях, многочисленных цитатах из стихов, текстов песен. Особенно мешают действию отступления вроде «а вот еще был случай…» К ним относятся байки из армейской жизни Серого. Прошлое Афганца, история Темуджина и его братьев еще меньше связаны с сюжетом.

В романе нет героев, которым были бы дороги идеи Ленина, его образ и сам памятник. Нет идейного столкновения, а только конфликт экономических интересов. Получается, что основная часть романа ни идейно, ни стилистически не связана с финалом. Он возникает неожиданно, как и памятник из могилы.

Герой романа Серый откопал статую, но не сумел воспользоваться своей находкой. Писатель Сергей Волков нашел прекрасный материал для оригинального сюжета, но, на мой взгляд, не сумел реализовать интересный замысел.

Татьяна Леонтьева

Цена перпендикуляра

Безукоризненный роман. Хорошо выстроенный, с достоверно переданными реалиями, убедительной выдумкой и понятной символикой. Всего в меру, ничего случайного, и всё в тексте работает на сюжет.

Отдельно радует и то, что действие происходит в 90-е годы. Сейчас появляется всё больше и больше книг и фильмов об этой эпохе. Но не все удачны, и пока нельзя сказать, что тема раскрыта, исследована вдоль и поперек. Напротив: тема в становлении, ни одно произведение пока не признано ведущим, программным. 90-е у каждого писателя свои — в зависимости от поколения автора и его взглядов.

Серый, герой Сергея Волкова, в 90-е годы — молодой человек. Он вырос в СССР, отслужил в армии, а вернулся оттуда в совсем другую страну, в которой не может найти себе места. В этом смысле герой близок герою Романа Сенчина — например, из «Петербургских повестей». Пришел из армии, попал в другую реальность и тоскует, не может сразу адаптироваться.

Героев Сенчина и Волкова роднит и то, что распад страны сопровождается еще и утратой дома: и у того и у другого родители уезжают из родного города. Героям, получается, особо и некуда возвращаться — и потому их сопровождает чувство сиротства, ненужности, брошенности.

Серый живет с Афганцем, бывшим отчимом (мать уехала, вернулась к отцу). Денег нет, с работой негусто. То собирает цветмет со своими школьными товарищами, то с ними же роет могилы на кладбище домашних животных, которое Афганец организовал на садовом участке.

Общая депрессивность ситуации усугубляется тем, что Клюква, любимая девушка, из армии не дождалась: ушла к богатому, к сынку нового русского. Деньги, только деньги на повестке дня — а у Серого денег нет, и потому очевидно, что он аутсайдер. Никаких перспектив, никакого будущего.

Окружают Серого такие же выброшенные на обочину люди: Афганец пережил плен в Афганистане, совершенно сломлен и беспробудно пьет. Малой и Индус тоже квасят будь здоров и перебиваются случайными заработками на кладбище. Челло, еще один копатель, — не такой простой парень, знает латынь и свободно цитирует Шекспира. Но его интеллигентность тоже не приходится ко двору — как и все остальные, он оказывается в алкогольном тупике.

Конечно, есть в этом новом мире те, кто устроился получше: есть семьянин Ринат, обычный труженик, — купил подъемный кран и работает на себя. Есть уличные гопники, обирающие припозднившихся прохожих. Есть бандиты, рэкетиры. И есть новые русские, выстроившие себе дворцы и получающие от жизни всё.

Серый пока не может дотянуться даже до уровня Рината.

Но вот на фоне этой безнадеги происходит невероятное событие: Серый, копая могилу для собаки, обнаруживает у себя на участке гигантскую статую Ленина. Некогда она украшала главную площадь города, а во время войны была захоронена, дабы ее не осквернили враги. Статуя отлита из бронзы. Достань ее, распили, сдай в приемку — купишь себе крутую тачку и коттедж. И Клюкву в придачу.

По идее, с этого момента читатель должен начать волноваться за героя, болеть за него. Но Серый находится в такой враждебной среде, что как-то сразу становится понятно: ничего не получится. Не дадут. Украдут, отожмут, обманут, а то и убьют.

Всё к тому и идет: сначала друзья-товарищи требуют долю, потом Афганец пытается приватизировать участок, а вместе с ним и статую. Затем на Ильича начинают покушаться бандиты и новые русские. И только Челло не ищет своей выгоды и дает Серому дельные советы.

Впрочем, советы не пригодятся. Новые русские, хозяева жизни, — это такая сила, которой нельзя противостоять ни хитростью, ни умом. По большому счету — ничем. Разве что идеей…

И вот, когда мы уж совсем не ждем, что Серому повезет, когда угрозы со стороны бандитов и новых русских звучат все отчетливее, в нашем герое происходит некоторый переворот.

Серый, всё это время потерянный, благодаря Ильичу постепенно обретает собственную идентичность. Герой перестает грезить о деньгах и решает «воскресить» Ильича: поднять его из могилы — на всеобщее обозрение. Чего бы это ни стоило.

Фигура Ленина аккумулирует в себе сразу несколько смыслов. Это и бог-вождь, теперь низвергнутый, похороненный. Это и идеология, которая из сферы идей перекочевала в сферу материального — была славная статуя, а теперь это просто цветмет, который можно сдать за бабки. Это и личное прошлое Серого, золотое детство и безмятежная юность, которые его не отпускают, не дают двигаться дальше: в воспоминаниях-то — уютно, а в реальности — страшно и одиноко.

Ильич подталкивает Серого к тому, чтобы разобраться с прошлым. И Серый на наших глазах начинает совершать решительные поступки. Во-первых, разбирается с Клюквой и признаётся себе в том, что цепляется за прошлого-себя. Эту любовь уже не оживить — ни с ее, ни с его стороны. Как только чары рассеиваются, Серый оказывается в состоянии заметить настоящую любовь — это Ленка-Лёнька, она работает в библиотеке, помогает Серому определить происхождение Ильича на участке и вскоре становится его «боевым» (в этой опасной обстановке) товарищем.

Серому удается невозможное: он, выжимая из подъемного крана Рината последние силы, действительно воздвигает памятник, приводит его в вертикальное положение. Это вызов, это жест, это движение вверх, перпендикулярно всему остальному, против течения, это преодоление страха и трусости. И самое главное — это противление новым идеям о главенстве денег. Пусть Ильич не достанется никому и никто не обогатится с помощью нескольких тонн бронзы. К месту событий уже мчится милиция.

Скрыться от новых русских Серому, скорее всего, не удастся: найдут, дотянутся, отомстят. Но наш герой сказал свое слово, и потому в финале мы не чувствуем беспросветности, отчаяния. Мы чувствуем моральную победу и торжествуем ее вместе с героем.

Автору удалось отразить эпоху реалистично, но без уклона в чернуху. Запечатлеть 90-е в деталях (жаргон, музыка, одежда, устройство городской жизни в целом), но так, чтобы они стали сюжетообразующими.

Удалось рассказать необычную историю обычного человека. Без пафоса, без морализаторства, без политики и спекуляций. Просто, по-человечески. Тон, который нашел Сергей Волков, вызывает безусловное доверие и благодарность читателя.

Я давно ждала именно такой книги и с радостью приветствую ее появление.

Вероника Кунгурцева

Вселенский утиль Сергея Волкова

Сергей Волков заострил внимание на теме небывалой в мировой истории. Отдаленно похожее было. Петр Великий переливал колокола на пушки. Но если бы царю сказали про разведку, добычу и выплавку меди, олова, алюминия с последующей их кражей простыми пьяницами на продажу и переплавку, про то, что не остановят воров ни видимое государство, ни невидимая рука рынка, Петр не поверил бы в такую ябеду на будущее империи. Никто не поверил бы.

Возможно, дурь сдачи рабочих изделий в лом приключалась в истории прежних земных цивилизаций и вела к их гибели. Про это мы можем гадать. Зато про себя знаем точно: этот идиотизм — явь. Но, если явь, то, может, не такой уж и идиотизм?

Серый Сергушёв, главный герой книги Сергея Волкова «Ильич», чувствует сакральность ЛЭП: «…Провода выли в реальности, по-настоящему. И опоры ЛЭП были настоящими. Ему всегда казалось, что это скелеты древних существ… что держали в руках прозрачные трубопроводы, опутавшие всю Землю. По этим трубопроводам текла некая светящаяся энергетическая жидкость, очень важная для жизни людей. А потом что-то произошло. Катастрофа, излучение, нейтронная бомба, колдовство — не важно. И великаны погибли. Умерли на месте. Их плоть исчезла: сгорела, расправилась, растворилась. Остались только железные скелеты. И от трубопроводов остались хребты, бесконечные позвоночники в виде проводов. И вот стоят теперь по всей планете, на всех материках, в горах в пустынях, на побережьях, в тайге эти здоровенные стальные костяки, словно памятники исчезнувшей цивилизации, Атлантиде какой-нибудь».

Сегодня можно рассуждать об альтернативах углю, нефти, газу, но только не электричеству. Нашей цивилизации отключить ток все равно что отключить воздух.

Сто лет назад в СССР лампочки Ильича массово засияли ослепительной перспективой эры машинерии. Если помнить, что для Ленина электрификация была синонимом коммунизма, то покушение забулдыг на несущие божественный ток провода — это святотатство, совершенное с особым цинизмом. И адекватное наказание за это одно — смерть. Так в книге и происходит. Урка тянет по земле ворованный провод и умирает от  перенапряжения, осложненного туберкулезом.

Сергей Волков переводит взгляд с воздушных линий под землю и раскапывает ту же тему. Клад тоже вторцветмет.

90-е годы. Великая страна утонула в болоте застоя. Зарыт в землю собачьего кладбища бронзовый Ильич.

«Пролежав в земле полвека, изваяние вобрало в себя не только химические элементы, атомы и молекулы разнообразных соединений, не только обросло благородной коркой патины, но и напиталось духом того грунта, в котором ему довелось покоиться… Дикая степь, ковыльные ветра, топот ордынских коней, лязг тракторных гусениц и свист реактивных двигателей в высоком небе — Поволжские степи соединяли прошлое и будущее, тьму и свет, жизнь и смерть. И над всем этим простиралась бронзовая длань человека, однажды родившегося на берегу великой русской реки и повернувшего жизни людей и судьбы народов вспять. Эта длань указывала путь к победе над всем: над вещизмом и над сутью вещей, над духами и над духом, над верой и над природой, над иррациональным и над рациональным.».

В жизненном сюжете всякая мелочь глубокомысленна. Например, если колосс указывает рукой направление, он может быть зарыт только на боку, чтобы огромная длань не торчала из-под земли в небо.

Автора интересует не только утиль, он поднимает и вечные темы: любовь, разлука, предательство, алчность. Но памятник Ленину живее живых персонажей книги. Мертвый вождь не желает сдаваться в металлолом. Эта грандиозная интрига освещает советскую эпоху в новом ракурсе. Так вот ты каков в реальности, коммунизм! Обещанный Ильичом золотой нужник обернулся зарытой бронзовой статуей самого же вождя! После Ленина-Сталина индустриальная махина полвека катилась по инерции и встала грудой металлолома. Воины умалились до хулиганов и перебили друг дружку в 90-х. Империя сдалась в утиль, старой страны больше нет. Население спряталось в гаджеты.

С книгой Волкова перекликаются реалии, которыми в настоящий момент отрыгивается новая мечта прогрессивного человечества: осваивать космос и улететь с нашей загаженной планеты на Луну и Марс. Это отселение циничней и неправдоподобней золотых нужников Ильича. Ясно, что под предлогом колонизации Луны и Марса тырят веру, недра и деньги. Занятно, что на данный момент бурное освоение космоса падает в поля архангельских мужиков металлическими клочками ракет. На русском севере титаном обивают полозья саней.

Сергей Волков захвачен волшебным превращением старого в новое через утиль. Плоть бронзового Ильича может быть «перелита в безобразные чушки, бруски, имеющие определённую цену. И когда их продадут, они станут сырьём для производства дверных ручек, замков, шпингалетов и разнообразных сувениров. Круговорот веществ в природе неизбежен. И только этот круговорот может считаться вечным, всё остальное — тлен».

Эту мысль автора подхватывает читатель. Да, оборот — закон жизни и ее продолжения. Язычество переплавилось в христианство, христианство — в коммунизм, коммунизм — в либерализм. Сейчас вопрос продолжения истории стоит так: либерализм годен в утиль? Или это конечная стадия переработки личного и общественного сознания?

Была раньше, к примеру, пуританская Англия, без ее пресса не выковались бы такие большие чудаки, как Оскар Уайльд. У нас были сталинисты с поэтической характеристикой: «Гвозди бы делать из этих людей — в мире бы не было крепче гвоздей». Над гвоздями посмеялись, отрицая несомненную пользу табу и запретов для формирования им в пику талантов физиков и лириков. Но смех не дает ответа на вопрос: а либерала можно еще как-нибудь глубже переработать? Или это венец (конец) эволюции?

Мощь сюжетной схемы пересилила автора и сотворила книгу по своему образу и подобию. Как сокровище зарыто в грунт, так в тексте Волкова высокохудожественное перемешано с малохудожественным. Теплотрасса, речной порт, ворье, хулиганье изображены классно. Куплеты англо- и русскоязычных песен, как и латинские изречения, разноценны и преизобильны. Поступки персонажей мотивированы то железно, то слабо, то никак. В одном куплете цитируемой автором «Макарены» больше правды и жизни, чем в развесистой Клюкве. Чтобы Серый так долго и устойчиво пылал страстью к потаскушке, в Клюкве должно быть что-то сверх скучной продажности, иначе смешно, кисло, не по-пацански.

Так и хочется пожелать несомненному таланту Волкова толкового редактора. Но — не будет. Строгая цензура, отеческая редактура, огранка, к примеру, молодого Юрия Трифонова Александром Твардовским и Тамарой Габбе — все это в ленинско-сталинской, безвозвратно ушедшей эпохе. В свободной стране братья-писатели относятся друг к другу, как к покойникам: хвалят хорошее, умалчивая о плохом. Выход из такой ситуации один — авторедактура. Сам себе редактор, строгий и нелицеприятный. Если Волков сам себе не устроит словесную чистку, не репрессирует лишнее, не справится с неуместным умничаньем и краснобайством, как с троцкистом уклоном, то есть не прекратит п…ть, как Троцкий, никто этого за него не сделает.

И всё же, всё же, всё же… Идея романа так свежа, оригинальна, плодотворна, что сама по себе заслуживает премии. Быть может, Ленинской.

Василий Авченко

Ленин с нами

Издательство «Пятый Рим» регулярно радует сильными новинками – от трудов историка Андрея Ганина о Гражданской войне до прозы Александра Пелевина.

И вот — очередная: «Ильич» Сергея Волкова.

Автор, как сообщает интернет, — фантаст и сценарист. Но «Ильич» — не сценарий и не фантастика, а реалистический роман о 1990-х. Правда, совсем без мистики обойтись никак не могло. Но если взять первый план — увидим тщательное изображение «русских девяностых» в интерьере средневолжской провинции. Ткань времени осязаема и хорошо узнаваема – чего стоит, например, шикарное описание ночного похода в ларёк за «догонкой»…

Книга отсылает одновременно к «Городу Брежневу» Шамиля Идиатуллина (начиная уже с названия: Брежнев – он ведь тоже Ильич) и «Земле» Михаила Елизарова.

Завязка: герой копал могилу, а откопал бронзового Ленина. Груда цветмета – целое состояние. «Половина взрослого мужского населения страны тащила «цветмет» на приёмные пункты, благо было что тащить. Наделали проклятые коммунисты за семьдесят лет Советской власти, слава Богу, этого цветмета как грязи».

(Лирическое отступление. Помню, как-то нашёл на острове Русском, на свалке, бюст, который с трудом идентифицировал как Калинина: бородка была отбита, а ведь бородка у Калинина – самый узнаваемый элемент. Пришло ощущение, что эти памятники, даже выброшенные за ненадобностью, как идолы отринутой веры, по-прежнему берегут нас — отрекшихся, потерявших память… Может, и у автора было сходное ощущение?)

Бронзовый Ленин – один из героев книги. Не только объект, но и субъект.

Как ни странно, литературная Лениниана продолжается — начатая Маяковским, Зощенко и Прилежаевой, продолженная в перестроечные годы Искандером и Солоухиным… От апологетики на одном фланге и отрицания на другом мы приходим (хочется думать, что приходим) к новому взгляду на Ленина, равно свободному и от ортодоксально советского, и от антисоветского перегибов, снимаем идеологические светофильтры – как розовые, так и чёрные. Возможность этого нового взгляда показал Лев Данилкин в блистательном «Пантократоре солнечных пылинок» — новейшей и неподражаемой ленинской биографии.

Что до романа Волкова, то он допускает множество толкований, вызывает массу вопросов. Например: в русской почве рождается и растёт Ленин. Или: Ленин сегодня нужен нам только в качестве металлолома. Или: раньше Ильич окормлял, теперь – кормит, причём собственным бронзовым телом? Или: сколько стоит Ленин и продаётся ли он? Или: Ленин – наше сокровище. Или: Ленин – неподъёмная глыба. Или: Ленин возвращается… Ну и так далее.

Вообще при чтении этой книги много о чём думается. Вспоминается, например, песня Галича о том, как по ночам оживают и маршируют по улицам памятники Сталину. Нельзя не припомнить и нынешнюю дискуссию о возможном восстановлении на Лубянке памятника Дзержинскому…

«Ильича» Волкова можно понимать и как наш ответ украинскому ленинопаду. Хотя только ли украинскому? Ведь и у нас Ильича давно уронили, сбросили с парохода современности – причём мы же сами… Или нет?

Неужели не врали старые лозунги, которые я помню по советскому детству, – «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»?

Наташа Романова

Пальцы бронзовой руки сложились в кукиш

Увлекательное и динамичное произведение о 90-х отнюдь не для любителей «светлой и доброй литературы», а для ценителей качественно сделанного романа со спецэффектами и сюжетными ходами, которые стремятся к одной точке. Контрапунктом является эксклюзивно вырытая на кладбище домашних питомцев спецмогила для погребения дохлого пса главного бандита города. И вот там, где должна была быть бандитская собака зарыта, оказалась зарыта статуя  Ленина – «бронзовый идол завершившейся эпохи«. «Теперь божество превратилось в сотни тонн цветного металла», вокруг него разворачивается остросюжетная борьба, в то время как «оно лежало на боку и упиралось вытянутой рукой, той самой, что указывала путь сотням миллионов человек, в красноватую средневолжскую глину«. Что неудивительно и даже символично. Но еще более впечатляет почти античным пафосом символический акт «де-электрификации», когда при извлечении вождя из ямы его указующей рукой повреждается ЛЭП, наступает блэкаут, и город погружается во тьму: «статуя (…) ожила и открыла портал в другую Вселенную, и оттуда хлынула тьма(…) из могильной глины поднялся бронзовый Ильич и одним махом руки погасил всё«. Окончательно погасил он, главным образом, надежду на будущее, «которое не случилось и не случится никогда«.

Условный город Средневолжск 92 года – «жопа мира«, отчего «блевать хочется«. Молодым, не вписавшимся в бандитские конторы коллегам «по работе под названием жизнь» место только «копарями» на кладбище домашних животных, которое держит страшный, как Иона, которому удалось вылезти из брюха кита, ветеран-«афганец» с искалеченной психикой. А в свободное от основной работы время друзья пробавляются сбором цветных металлов, если они где-то плохо лежат. Роман начинается со специфической жанровой сцены: два приятеля нашли вроде бы бесхозный алюминиевый кабель, пошли искать его другой конец, и в итоге находка им притащила не денег, а мертвеца – надорвавшегося бомжа-туберкулезника, судорожно зажавшего конец провода мертвой рукою в зоновских партаках. В этом городе бомжи  гибнут не только за металл: «Вчера на порту бомжа нашли. Лицо внутрь вдавлено, мозг из ушей вытек. Менты говорят — после удара кулаком. Это «трассовские» по ночам тренируются…». «Улицы освещены улыбками питбулейа вчера на Московской двоих зарезали, а в лесу возле Элеватора труп нашли«.

Таковы черты новой реальности: бандформирования, «конторы», махалки, качалки, ОПГ, новые русские и новые песни, которые днем и ночью несутся из каждого утюга: про «два кусочека колбаски», про Фаину,  про «вишнёвую девятку» и «амэрикан боя». Текст обильно аранжирован актуальной для данного времени и места песнями. Плэйлист характерен: логично, что там нет ни панк-проекта «Сектор газа», ни «Гражданской обороны», ни техно, электронной и шумовой музыки – а только русская попса и говнорок: саундтреком к любовным страданиям и сценам идут «Наутилус», «Агата Кристи», Лада Дэнс, Кайли Миноуг и «Эйс оф Бейс», к драматическим – песни группы «Нирвана» » In Bloom» и «Smells Like Teen Spirit», между ними временами подвизается Шевчук. Зато яростное копание собачьей могилы сопровождает достойная момента песня «Мой адрес Советский Союз».

Опознаваемый неймдроппинг и опознаваемый массовый культурно-потребительский бэкграунд: штаны «пирамиды», стрижки «платформой»,  вино «Огненный танец», «видик», «Глубокая глотка», «Эммануэль», «Греческая смоковница», Тинто Брасс и мультфильм «Падал прошлогодний снег». Обращением к 90-м удивить кого-то трудно. Но можно удивить качеством.  В данном тексте атмосфера начала 90х – это не только криминогенный страх и риск, когда ночной поход в ларек за пузырем – смертельный номер и русская рулетка. Это пронизывающий все кругом тотальный ужас повседневности, имеющий свою философию и поэзию, которая не обязана быть «доброй и светлой», потому что она есть порождение уродства, насилия, зла и их миазмов. Так, одна из бандитских контор, которая скрывается в промзоне в щелях между гаражами, представлена зловонием: «в небо здесь всегда поднимались какие-то дымы, струи пара, всегда пахло почему-то щами, а ещё креозотом, ржавчиной и бензином (…) так должно пахнуть в аду: ржавым железом, переваренными овощами и помойкой«.

Местные достопримечательности на районе не то что депрессивны – они запредельно бесчеловечны и выглядят так, будто бы пятиэтажки, бойлерные и  трубы, похожие на кирпичные пушки, а также железные Т-образные стойки для белья, сломанные качели и обоссанные песочницы находятся  уже по другую сторону бытия. Уродство закономерно рождает чудовищ, рядом с которыми хрестоматийные злодеи кажутся образцом благородства. Будучи подростком, герой спасает будущего бандита и убийцу от отсидки, спрятав от ментов. Но «круговая позиция добра», традиционная для русской литературы, здесь не работает. Душегуб и беспредельщик Емельян Пугачев вспомнит  подгон – заячий тулупчик – и, отвечая добром на добро, помилует Петрушу Гринева. Но Канай с «Теплотрассы» не Пугачев и добра не помнит:  на героя вместо лица глядит «медная маска с глазами-дырками. И из этих дырок на него смотрел кто-то чужой (…) как хищник смотрит на потенциальную жертву«. В данной реальности на фоне гнилых сараев и ржавых гаражей правят не литературные, а другие законы и формулы. Формулой, по которой строит жизнь конторская молодежь из спальных районов, следующая: «хата, тачка, бизнес».

На раз появившиеся социальные контрасты 90-х по сути порождение советского биоценоза. Циничная двойная реальность сложилась еще в советское время. Бок о бок с бедным рабочим микрорайоном за глухим забором скрывается мафиозный «буржуйский поселок» для особой касты советской бюрократии. Место глумливо именуется «дачи ОРСа» – отдела рабочего снабжения, где в период острого дефицита всего можно было достать всё, а люди, работающие в ОРСе, важностью «напоминали чекистов двадцатых годов или персонажей фильма «Ошибка резидента».

Воображаемые картины сокрытой от всех жизни бонз во все времена будоражат фантазии малых сих: «по городу ходили слухи о теремах в древнерусском стиле, французских шале над волжскими водами и коттеджах «по канадской технологии» с бассейнами и вертолётной площадкой«.

Все это независимо от планов автора рифмуется с актуальной злободневной темой  по поводу невиданной никем роскоши одного небезызвестного объекта. Незапланированные совпадения  – признак совокупности в тексте ряда других точных попаданий: когда их сумма достигает условно-определенной шкалы, может сработать «эффект ЛСД» – неожиданных и будто бы случайных связей между событиями.

А вот лексика ни с чем не рифмуется, и это тоже бесспорная авторская удача: текст предельно точно говорит именно языком 90-х, а не нулевых и не 80-х. Приведу примеры специфических поговорок, тостов и приколов как речевых характеристик героев, чтобы закончить не на заунывной, а на веселой ноте, руководствуясь тем, что, невзирая на предсказуемо печальный конец, книга доставляет немало радости от чтения.

Традиционные тосты: «За нас с вами и хрен с ними», «За тех, кто в сапогах», «Пусть у тебя всё будет и тебе за это ничего не будет».

«Предложение из восьми глаголов знаете? (…) — «Устали-сидеть-думать-решили-послать-сходить-купить-выпить».

Эбалай эбонитовый

Нельзя же жить только одной извилиной на букву «Б» — бухло, бабы, бабки!

чё-почём, хоккей с мячом

Над страною дуют ветры, да звенят стаканы. Раньше шли мы в инженеры, нынче — в наркоманы!