Сергей Мохов. «История смерти»
В этом году я выдвигаю книгу Сергея Мохова «История смерти. Как мы боремся и принимаем».
Вторую книгу Сергея Мохова “История смерти. Как мы боремся и принимаем”, вышедшую в 2020 году в издательстве Individuum, нельзя рассматривать исключительно как книгу, то есть как текст. Это не отдельный письменный артефакт, существующий сам по себе, в отрыве от фигуры автора, а логичным продолжение (или часть) активной деятельности Сергея последних 5-6 лет: изданию журнала “Археология русской смерти”, перевода и издания книги Роберта Герца “Смерть и правая рука”, многочисленных лекций, интервью, исследовательских проектов и образовательных курсов, посвященных смерти и умиранию. И книга “История смерти” всего лишь часть этого глобального проекта, что отмечает Игорь Гулин: “Мохов выступает здесь не как исследователь или публицист, а как смерть-просветитель (роль, сопоставимая с миссией секс-просветителя)”. В этом вся прелесть и ценность.
Максим Сурков.
О смерти — с любовью
Толковая научно-популярная книга о смерти. Хороша и по форме, и по содержанию. Написана легким языком, главы — оптимального размера, переключение с темы на тему происходит логично. И с первых же страниц чувствуется, что автор — специалист, который своим делом горячо увлечен, тему свою любит и изучил вдоль и поперек. Это неравнодушие передается и нам, внимание читателя ни разу не ослабевает на протяжении всей книги.
Тема смерти огромна — люди-то умирали всегда. Какой путь выбрать автору, чтобы тему раскрыть? Сергей Мохов решил рассказать о современном состоянии вопроса: какие актуальные дискуссии ведутся в научном сообществе (да и просто в обществе) вокруг вопроса умирания. Почему в одних странах принята эвтаназия, а у других — нет? Достигнет ли когда-либо человечество бессмертия? Как публично выражать свое горе? Почему так популярны фильмы про серийных убийц и зомби?
Все эти вопросы то и дело возникают у современного человека, однако не каждый спешит искать ответы: смерть — не самая приятная штука. О собственной смерти раньше срока рассуждать не хочется, а рассуждая о чужой, всегда рискуешь обнаружить в себе какие-то неудобные чувства.
«История смерти» — это такой сборник экспресс-ответов на мучительные вопросы, но выстроен он методом айсберга. В каждой главе автор делает к современному состоянию вопроса краткую историческую подводку. При этом мы чувствуем, что за лаконичностью стоит глубокая научная основа. Из своих знаний Сергей Мохов извлекает именно то, что ему требуется для освещения конкретного вопроса, и книга не превращается в монографию или энциклопедию типа «Всё о смерти».
Об увлеченности автора говорят и примеры, которые он приводит в книге. Автор — внимательный наблюдатель, всегда начеку. Почему пожар в «Зимней вишне» вызвал массовую истерию и митинги? Можно ли собрать 500 тысяч подписчиков на теме своего вдовства? Как отражаются на психике телезрителя 16 тысяч смертей, которые он в среднем наблюдает за год на экране? Сын убил смертельно больную мать по ее просьбе — справедливо ли отправить его за решетку на девять лет?
Все эти примеры, которые автор замечает в массовой культуре, в криминальной хронике, в жизни виртуального сообщества, делают изложение материала очень понятным, интересным и близким.
А читая книгу в рамках «Нацбеста», по горячим следам и сам уже подбираешь примеры из лонг-листа. Вот же, вот всё то актуальное, о чем пишет Мохов. Цифровое бессмертие — в «Смерти.net» Татьяны Замировской. О проблеме перезахоронений — сборник интервью с поисковиками «Смерти нет». Публичное выражение горя? Пожалуйста, Оксана Васякина, «Рана». А еще есть «Ильич» про копателей могил на кладбище домашних животных. Соседство живых и мертвых наблюдаем в «Плейлисте волонтера» Мршавко Штапича и «Мой телефон 03» Марии Ким. И так далее.
Книгу Сергея Мохова хочется цитировать друзьям и знакомым, ей хочется делиться. История смерти, на удивление, получилась не страшной и не тяжелой, при этом автор обошелся без черного юмора. Сам факт разговора о смерти — это тоже одна из тем книги. «Энтузиасты смерти» (политические активисты) призывают почаще говорить о смерти, чтобы тема перестала быть табуированной и чтобы принять факт своей смертности и смириться с ним. Автор не до конца разделяет этот взгляд: разговоры он приветствует, но тему табуированной не считает. К своему читателю автор периодически обращается напрямую: «Как бы вам самому хотелось умереть?», «Хотели бы бессмертия лично вы?». Таким образом книга из разряда отвлеченно-познавательных переходит в ряд книг, имеющих и личное значение для читателя.
Есть в «Истории смерти» какой-то терапевтический эффект. Поговорили о смерти — и вроде бы, действительно, не так уж и страшно. Закрываешь книгу в хорошем, легком настроении. Мысли задано направление — и возможно, когда-нибудь эта книга поможет принять важное решение. Интересно, между чем и чем придется выбирать нам, ныне живущим. Скорее всего, между домом и хосписом. Но кто знает — может быть, между небытием и цифровой копией собственной личности?
Сергей Мохов «История смерти»
Признаюсь: за работой Сергея Мохова я слежу давно. Журнал «Археология русской смерти» – мощное подспорье в написании художественных текстов. Вероятно, я когда-нибудь запишусь и на курсы в InLiberty, но с корыстной целью: подслушать других для дальнейшей переработки в прозе. Так что книгу я читала с огромным интересом, но придирчиво.
От классического научного исследования «Историю смерти» отличает два факта. Первое – разнокалиберные примеры для иллюстрации тезисов. Мы встречаем не только такие актуальные кейсы, как трагедия «аптечного» блогера Екатерины Диденко, но и литературные сюжеты, вроде повести Толстого «Смерть Ивана Ильича».
К примерам из книг я отношусь с подозрением. Может показаться, что использование fiction облегчает понимание темы. Но не упрощает ли оно при этом саму литературу? Когда же мы говорим не о конкретных сюжетах, а о писателях и традициях, есть риск быть неубедительным. Нужна ли цитата Горького, чтобы показать восприятие филантропии как классового неравенства в СССР? Необходимо ли упоминание «Над пропастью во ржи» при рассказе о послевоенном гуманизме? И это не говоря о том, что аргументом неоднозначности бессмертия выступает незнание автором счастливых антиутопий.
Теперь к примерам, что называется, из жизни. Вообще «История смерти» – книга для тех, кто любит галопом по Европам. Поэтому примеры, даже самые интересные, не поставлены во главу угла. Из-за беглого повествования любой кейс выглядит скудно. Та же история с Диденко и публичным переживанием горя не рассматривается с позиции ее популярности у интернет-аудитории. При упоминании Кюблер-Росс и стадий принятия горя, автор не говорит, с чем связан уход теории в народ. Почему идея, сформулированная об умирающих, сначала перекочевала на живых, а потом и вовсе стала основой для мемов? Подзаголовок книги обещает, что Сергей Мохов расскажет, «КАК мы боремся и принимаем», но в «Истории смерти» этому самому «КАК» уделено недостаточно места.
Возможно, дело не в том, как автор рассматривает примеры, а в том, в какой части они находятся. К композиционному построению книги действительно есть вопросы. Логичнее, скажем, перенести пример с Диденко в раздел «Войны за горе: как скорбеть, чтобы никого не обидеть». Но там мы встречаем кейс с трагедией в ТЦ «Зимняя вишня». После его описания читаем: «Под критику может попасть не только недостаточная скорбь, но и горе, которое кажется чрезмерно интенсивным или неуместно длительным». Подразумевается ли, что протесты в Кемерово были связаны с недостаточной скорбью? Думаю, ситуация заключалась всё-таки с необходимостью найти виновных, поэтому реального примера здесь читатель так и не получает.
Другой момент со структурой книги и появлением в ней не только иллюстративных кейсов, но и научных имен, связан с Эмилем Дюркгеймом. Сказать о нем стоило бы ещё в разделе о работах про достойность смерти, упомянув как минимум альтруистические самоубийства. Но автор выбирает сложный путь, и социолог Дюркгейм не только оказывается в череде антропологов, но и подвергается необоснованному обвинению: «Все эти ученые исследовали не современный им западный мир, а далекие сообщества и племена, проживающие в колониях европейских стран». Само собой, Дюркгейм – предшественник структурно-функционального анализа и в антропологии, в некоторых работах он изучал племенных аборигенов. Но исследование в книге «Самоубийство», о которой идет речь, связано именно с европейским обществом, современным Дюркгейму.
Второй факт, который отличает «Историю смерти» от скучной монографии, – попытка задать авторскую интонацию повествования. Мохов привносит в текст собственный опыт, но его мало. Это, скорее, обманная затравка: читая, как автор в детстве плачет на кладбище, наивно ожидаешь, что вся книга будет с личными историями, пропущенными сквозь научную призму. Ждешь ещё и потому, что автор не только создатель курсов, где теоретические концепции делают частью персонального опыта, но и сотрудник похоронной бригады в прошлом.
Иными словами, живого материала и инструментов для его подачи должно быть много. Но это не Ирвин Ялом с его «Жизнью без страха смерти», и авторское «я» Сергея Мохова щурится при каждой попытке вглядеться в солнце. Остаются только шаблонные риторические вопросы в конце каждой главы – дешевый манипулятивный ход. Впрочем, авторский голос всё-таки проявляет себя по-настоящему один раз, в неожиданном политическом пассаже о России. Говорю «в неожиданном», поскольку и в примере с митингами после «Зимней вишни», и в описании уголовного преследования Юрия Дмитриева автор ведет себя сдержанно. Но затем риторика меняется так резко, будто повторяется сюжет с письмом из Простоквашино и дописывать книгу садится Любовь Соболь.
«История смерти» местами напоминает студенческую работу, автору которой плевать не только на читателя, но и на текст. Клишированные пассажи в духе «Обобщая все эти начинания, можно смело утверждать, что смерть в последние годы стала популярной и модной темой, и о ней говорят самые разные люди по всему миру» подводят к мысли, что у Сергея Мохова собственного голоса как раз и нет. Можно предположить, что последний проявляется в том, какие примеры выбирает автор. Но, как я уже говорила, он не останавливается на них подробно, отчего местами кажется голословным. Если читатели «Комсомолки» участвовали в опросе про эвтаназию, то результат в 40%, непременно, «воодушевляющий», хотя нам не говорят о выборке. Не поясняют нам, почему с врачей в Новом Орлеане сняли обвинения. Рассказывая о феминистском отношении к горю, автор сначала пишет о противопоставлении патриархальному взгляду, где «горе – женская прерогатива», а потом приводит цитату феминистки: «горе должно вернуться в руки женщин». В главе об «энтузиастах смерти» под видом пояснения, как это движение появилось, нам вообще преподносят тот факт, что представления о табуированности смерти преувеличены.
В книге говорится, что поп-культура во многом основана на заинтересованности смертью. Казалось бы, идеальный момент, чтобы разобрать особенности массового восприятия на кейсах. Но и здесь неудача. Так, об интересе к серийным убийцам говорится в двух словах и только в контексте привлекательного безумия. Анализу murderabilia, т.е. коллекционированию предметов преступников, не отводится места совсем. Разделы, посвященные зомби и блэк-металу, мало чем отличаются от похожих статей в «Археологии русской смерти», разве что Мохов развивает здесь идею о трансформации зомби в контексте биологических границ смерти, о чем он уже высказывался во время интервью с Диной Хапаевой для своего же журнала. В конце автор напишет: «Вопрос о границе человеческого может подниматься и в фильмах про вампиров, оборотней и другую нечисть. Тем интереснее, что именно на зомби чаще всего останавливают свой выбор режиссеры и писатели, а еще зрители — как активные потребители этого продукта». Интересно, подкреплено ли мнение статистикой? У «Обители зла» миллиардные кассовые сборы, но и у вампирской саги «Сумерки» не меньше.
Задача любой хорошей книги, по моему мнению, заключена в присваивании и переработке того самого интеллектуального опыта, о котором говорится в описании курсов Сергея Мохова. Более того, в случае со смертью факты и наблюдения могут стать важной частью бытовых повседневных практик. Для этого и необходим мостик между научными теориями и массовым читателем – живой пример, близкий максимальному числу людей и разобранный в авторском стиле со всех возможных сторон. Пока же Сергей Мохов как итальянский врач Джованни да Виго: «не дает прикладных советов, но описывает общую симптоматику».
Сергей Мохов «История смерти. Как мы боремся и принимаем»
Сергей Мохов – важнейшая фигура для российского интеллектуального поля. Он стал лицом death studies в России еще до того, как антропология стала мейнстримом. Помню, много лет назад я был на презентации первого номера его журнала «Археология русской смерти» в петербургском «Центре независимых социологических исследований» — среди очень разношерстной публики: от профессора криминологии до пары экзальтированных барышень исключительно в черном. Тогда Сергей говорил о значимости разговора о смерти в обществе и о необходимости разрушения табу. Сейчас можно сказать, что он достиг в этом некоторого успеха.
Прежде всего, благодаря другой его книге – «Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия», которую издал Common Place – издательство книжного магазина «Фаланстер». Тогда это выглядело не скандально, но смело и действительно против течения – ну, какое большое издательство согласиться это издать? Кто вообще будет читать про похоронную индустрию – последние готы, сатанисты и кучка сумасбродных антропологов? Однако, оказалось, что это было настоящее сляпое пятно на маркетологической карте: широкая публика обнаружила никем не предсказанный интерес и в очередной раз (ну конечно же!) оказалась умнее прогнозов. Сначала разошелся один тираж, потом второй, потом третий – сколько тиражей распродано сейчас сказать трудно.
Рецензии на книгу продолжают выходить, ее продолжают читать, но и это не главное – главное, что удалось сдвинуть с мертвой точки нашу индустрию – сейчас книги о восприятии смерти, о похоронных обрядах, о проблемах достойного ухода есть в портфеле крупных издательств и табу разрушается уже общими усилиями. Именно на этом новом фоне вышла «История смерти. Как мы боремся и принимаем».
Основой для нее стали семь лекций, прочитанных Моховым для фонда InLiberty. Задача курса была ввести условного современного гуманитарного интеллектуала в круг вопросов и проблем, связанных с исследованием смерти в мире, плюс обозначить историческую перспективу. Задача книги – такая же, только для более широкого круга читателей. И, надо сказать она прекрасно с нею справляется: эвтаназия и право человека распоряжаться своей жизнью и смертью, паллиативная помощь и политический активизм, средневековое воскрешение во плоти и цифровое бессмертие – Мохов рассказывает об этом увлекательно и совсем не скучно, что необходимо для такой книги. Здесь есть что почерпнуть человеку, впервые столкнувшемуся с этой темой, так и тому, кто уже в теме и хочет прогуляться по сноскам.
Отдельно нужно сказать, что говоря о смерти Моховн постоянно говорит о человеческом достоинстве. Если в наших краях постоянно говорят о правах, то о достоинстве разговора нет почти совсем (редкий пример – Анна Федермессер и другие представители благотворительной сферы) – а ведь все люди равны в правах и достоинстве, как говорит «Всеобщая декларация прав человека». И это хорошая отправная точка для еще одного разговора в обществе.
Резюмируя, можно сказать, что «История смерти. Как мы боремся и принимаем» восстанавливает пробел в нашем гуманитарном знании как некое «введение в соврменное восприятие смерти», дополняет те книги, которые уже есть на русском языке и дает перспективу для развития этой темы в будущем. Все это делает книгу Мохова хорошим кандидатом на премию «Просветитель», однако «Национальный бестселлер» может подождать другой его книги – не обобщающей те исследования и дискуссии, что уже есть, но нового, самостоятельного и оригинального исследования. Вроде как, он сейчас таким занимается – и я с нетерпением буду его ждать.
Вступление к важному
Нацбест-2020, как известно, взяла «Земля» Михаила Елизарова. По аннотациям и рецензиям к этой прекрасной книге кочует вынесенная на обложку фраза о «масштабном осмыслении русского Танатоса». Может, писателям пора и переключиться на иные темы?
Даже если судить по названиям книг финалистов, что и отметил ответственный секретарь жюри Нацбеста-2021 в комментарии к Длинному списку – нет, нельзя. Смерть не отпускает творца.
Конечно, некротематика неисчерпаема. Вечная тема, всё такое. Да и благодатная – не одна музыкальная, режиссёрская, литературная карьера была построена на принципе «обожаю всяческую мертвечину, ненавижу всяческую жизнь». Наконец, у кого-то есть и онтологический, и при том исследовательский интерес к теме.
Сергей Мохов – учёный, известный антрополог, и тема смерти для него, как говорится, «профильная». К примеру, он издатель и редактор российского научного журнала «Археология русской смерти». И о похоронной индустрии, кстати, тоже очень много писал.
Тема и тема. Как говорится, «то, что касается лично тебя» — напрямую или опосредованно. Не раз и не сто:
«По мнению американского антрополога Майкла Керла, среднестатистический телезритель видит в год порядка 16 тысяч смертей ».
О чём «История смерти»?
В предисловии и первой главе книги Сергей Мохов заявляет, пусть и несколько впроброс, темы важные и непаханые. Например, упоминает о феномене публичной скорби и потенциально «правильной» и «неправильной» публичной реакции на ту или иную трагедию – в том числе и в социальных сетях. О «культуре горя», в общем. Литературы на подобную тематику действительно очень мало.
Да, автор сам пишет в предисловии о том, что «Историю горя» следует воспринимать как сборник тематических эссе о горе, боли и смерти. Однако всё равно по-читательски ждёшь если не «открытий чудных», то всё-таки нового.
Что ж, если читатель серьёзно интересуется смертью как сложным и многогранным явлением, ничего принципиально нового из этой книги он не узнает. Будь он философом, экзальтированной готессой с именем Анабелла или Ядвига или любителем популярного сейчас медицинского научпопа в духе «Неестественных причин».
Судите сами. Читаешь, и кажется, вот-вот – и начнётся. Но сначала будет глава про эвтаназию, потом – про хосписы и паллиативную медицину, потом – про проблему бессмертия (в том числе и цифрового) и биохакинг… И каждая из них, в свою очередь, начинается с экскурса в прошлое, с «истории вопроса». Им, собственно, зачастую и заканчивается.
Дальше идёт глава «Смерть в поп-культуре». Может, вот оно – социология подъехала, к примеру?
Но нас ждёт очерк о блэк-металле, в особенности, о знаменитом норвежском. О Burzum. Эссе о серийных убийцах. Размышления о феномене популярности «зомби-апокалипсиса» в современной культуре. Рассуждения о перезахоронениях, эксгумации, «правах мёртвых» — снова с густыми примерами из далёкого и не очень прошлого.
Наконец, лишь с 193 страницы (глава «Позитивное отношение к смерти») начинается разговор о современном осознанно (простите за это слово) отношении к проблеме. Об обществах и движениях, полагающих свой целью пересмотр восприятия, в том числе и общественного, к «старухе с косой». И… даже здесь не обойдётся без Фрейда и Дюркгейма. Death Cafe, Партия мёртвых, прочая современность появляются и, простите, в итоге умирают – и всего на нескольких страницах.
Заканчивается книга следующим образом: «Так давайте поговорим о смерти».
Давайте. Когда начнём-то?
Посыл «Истории смерти» понятен и по-настоящему важен. Давайте, в конце концов, действительно говорить о смерти. Обсуждать, дискутировать – смерть касается слишком многих сторон жизни, чтобы иметь роскошь пугливо отворачиваться от неё. Перезагружать некоторые табу, наконец – как ни крути, сейчас действительно стремительно меняется многое, если не всё. Кроме нашего опасливого нежелания прикасаться к неведомому и страшному:
«Как бы умирал Иван Ильич сегодня? Скорее всего, он лежал бы в хорошем хосписе в пределах Садового кольца, где получал бы качественные обезболивающие препараты. Его бы вкусно и разнообразно кормили, о нем бы заботились профессиональные медсестры, к нему бы приходили волонтеры- аниматоры. А еще кто-нибудь непременно снял бы документальное кино о его героической борьбе с болезнью и стойком принятии неизбежного конца. Возможно, он бы даже вел блог о борьбе со смертью или написал бы книгу «25 правил счастливой жизни и смерти».
Но сделало бы это Ивана Ильича счастливее? Стал бы он от этого более умиротворенным?»
Однако, как кажется, автор останавливается на полпути. Сергей Мохов решил, видимо, с одной стороны, не перегружать читателя наукообразностью и сложными исследованиями, а с другой – почти обошёл своим вниманием презренную современность и её вызовы. Получились намёки, намётки – и недурной научпоп. Или краткая популярная энциклопедия о смерти и о смежных с ней «дисциплинах» — моральных и общественных вопросах. Книга, что называется, для широкого круга читателей. Разумеется, в этом нет ничего плохого. Но почему-то кажется, что, помимо просветительских, автор ставил перед собой и иные цели. А вышло будто бы большое предисловие к чему-то очень и очень важному.