Увлекательное чтение для мыслящих вирусов
Учёные еще продолжают изучать новый опасный вирус и его мутации. Врачи спасают заболевших и продолжают искать более совершенные методы лечения. А роман о вирусе уже написан. Какой короткий путь от события к замыслу и воплощению.
Свежий, неожиданный взгляд на привычное – прием в литературе известный. Наша жизнь глазами иностранца. Мир людей глазами собаки. Но наш мир в представлении вируса – такого, кажется, еще не было. Идея, несомненно, смелая и оригинальная. В романе Инги Кузнецовой «Изнанка» вирус – главный герой и повествователь.
Сюжет не противоречит реальным событиям. Первым Хозяином вируса был Летучий (летучая мышь). В лабораторию, где проводили опыты с Летучим, случайно забежала кошка и проглотила частичку его плоти. Кошка укусила торговку на рынке. Так, если верить автору, вирус начал передаваться от человека к человеку.
Выбор столь своеобразного героя и повествователя ограничил обзор изображаемого мира. Изнанку человека вирус как-то себе представляет и осваивает. Для него это бесконечные отсеки, камеры, трубопроводы, трубочки с какой-то жидкостью и мякоть. К ней можно прицепиться. О внешнем мире у вируса очень смутные представления, скорее догадки. Люди для вируса – Гиганты или Гиги. Гиги могут перемещаться с помощью движущихся камер (автомобили, самолеты). Гиги живут в огромных мирах (Город, Планета).
Выбрав такого странного повествователя, Инга Кузнецова лишила себя многих изобразительных средств и возможности показать мир людей в красках. Он в книге бесцветный и плоский. Действие начинается в Китае и продолжается в Германии. При этом никакой национальной специфики. Персонажи одномерные. Никаких национальных, тем более индивидуальных особенностей. Диалоги убогие.
— Ты клеишь папиков.
— Молчи себе в тряпочку.
— Это же все пустое!
— Оставь меня, приставала.
— Мало не покажется.
— Черный, крутой.
— Он катает ее на мотике.
Единственное существо с какими-то мыслями и чувствами – это вирус. Вирус ищет любви. Сам он любит Гигов, своих Хозяев. Ну почти всех. «Возлюбленное тело Хозяина». «Теплое тело Хозяина – вот моя родина». Постепенно вирус начинает понимать, что это любовь без взаимности. Гиги, к его удивлению, стремятся от него избавиться. И, наконец, страшная догадка: он и ему подобные и есть причина болезни и смерти Гигов. Что же делать? «Самоуничтожиться? Самоуничтожиться?» Но просто быть или не быть! Ему хотелось – быть. Но салфетка, пропитанная смертоносным спиртом, положила конец сомнениям. Вот такой симпатичный и чувствительный вирус. В реальности скорее вирусы правят миром. Они уносят жизни людей, влияют на политику государств. Человек только пытается ответить на вызовы вирусов.
Путешествие по изнанке человеческого тела увлекательно и, возможно, экстремально для вируса. А для читателя? Вирусологи и терапевты знают о теле человека гораздо больше, им вряд ли будет интересно. Обычного, далекого от медицины читателя, книга, скорее всего, не увлечет. Может быть, другим мыслящим вирусам будет любопытно.
Оригинальность идеи все-таки должна быть соразмерна мастерству писателя. Есть ли хоть что-то в этом унылом романе? Есть. Говорящая м-мяв, или Плавная. В ней легко узнать кошку. «Впечатление плавности обманчиво. <…> Мягкость обволакивает хватку и готовность к броску». У Плавной нежный, вкрадчивый голос: «Не задерживай меня, Мурз <…> м-мне мнекогда <…> мна рынок мнадо». Кошки в очередной раз спасают читателя от скуки.