Степан Гаврилов. «Опыты бесприютного неба»
Традиция наблюдения за самим собой как представителем человеческого рода вообще воплотилась еще в «Опытах» Монтеня, явно отзывающихся в заглавии романа молодого писателя Степана Гаврилова. Его первый роман — автофикшен, в котором перемешиваются художественный вымысел и реальные факты — и этот коктейль настаивается на фигуре самого автора — жанр не новый, но обретший новое значение в современном мире постправды. И пусть не любой может увидеть в герое Гаврилова собственное отражение, но кто-нибудь точно сможет. Ведь дело на самом деле в том, что за портрет поколения больше не может отвечать один человек (как это было, например, в эпоху романтизма), пресловутый этот портрет нынче может быть только многоголосен. И даже если тебе подчеркнуто чужды и наркотические изменения сознания, и ощущение того, что если не чувствуешь себя дома нигде, то твой дом везде, ты, подчас слишком накрепко связанный изненными обстоятельствами, можешь как минимум позавидовать свободе гавриловских персонажей
Полина Бояркина
Степан Гаврилов «Опыты бесприютного неба»
Метания провинциала в столичном мегаполисе на пути к успеху или, на худой конец, покою – тема вечная и неисчерпаемая. Можно, конечно, ограничиться банальным поступлением в вуз, браком с аборигеном, устройством на приличную работу, рождением ребенка и т.д… Но не таковы мигранты с творческой и авантюрной жилкой – они не ищут быстрых социальных лифтов. Приехать в город нужно автостопом, пожить по впискам у малознакомых – а то и вовсе не знакомых – людей, поработать на ста работах, найти вечную любовь, употребить все, что курится-нюхается-пьется, попасть в пару разной опасности передряг и, разумеется, прийти к выводу о бренности всего живого и важности исключительно собственной души и таланта, а небо над головой как было бесприютным, так бесприютным и останется, сколько километров ни проедь, и сколько дури ни скури.
В литературе заурядность этого сюжета, как правило, искупается незаурядностью повествования. Что же предлагает читателю Степан Гаврилов?
Эффектное в духе незабвенного «Эдички» начало переходит в воспоминания о героях детства автора – Ролане, Штакете, Шульге, роковой женщине Лике – а также о первых наркотических, алкогольных, сексуальных и трудовых опытах. Полет в целом нормальный. Некоторые моменты даже не лишены остроумия, правда, кавеэновского свойства «Меня не брали сортировщиком печенья, монтажником биотуалетов, грузчиком на склад рыбьего корма. В итоге я устроился журналистом в маленькую конторку, которая в поте лица своего искала новости для федеральных каналов». На новообретенной работе герой знакомится с отставным кагебешником, который оказывается отцом самого Курта Кобейна, — после этой унылой псевдопелевинщины общий уровень текста резко снижается, зато читатель следует за героем в город Санкт-Петербург.
Жизнь героя в Питере мало отличается от его жизни в каком-либо другом месте планеты: те же утомительные неинтересные работы, старые и новые знакомые, мало чем отличающиеся друг от друга, бессмысленные разговоры о смысле жизни немыслимое количество наркотиков – правда, герой и его товарищи употребляют их так уныло, что с тем же успехом могли бы сливать этот во всех отношениях опасный продукт в помойное ведро. В общем, все как всегда – только нужно «решить вопрос с недвижимостью». Герой его решает вполне традиционным образом – находит бабу с комнатой на «Петроградке». Ну и продолжает жить-поживать тем же самым способом, что и жил раньше. Подрабатывает, пьет, употребляет, пиздит о поколении и смысле жизни. Травит разной курьезности байки о себе и знакомых и малознакомых: читатель вынужден погружаться в мир барыг, мошенников, свадебных фотографов, продавщиц секс-шопов, геев, порнографов и порноактрис и прочих представителей богемы. Как и всякий начинающий писатель, Гаврилов беспощаден к своим персонажам и скромен, стыдлив и благороден по отношению к герою-рассказчику. У всех — безобразная оргия, у его alter ego – «история про мальчика и девочку» и т.д. Преодолев ряд испытаний то ли реального, то ли сугубо бредового характера герой, как и полагается в текстах этого жанра, приходит к выводу «И если нигде нет моего места, то моё место везде. Разве это не очевидно? По-моему, очевидно». Фиг знает, где там место автора, очевидно, что такие тексты появлялись, появляются и будут появляться, как вирусы гриппа, но очень редко какому-то из них, подобно «Эдичке» Лимонова, удастся навести в русской литературе столько шороху, сколько навел в мире нынешний COVID-19.
Коротко о главном
Пишущий маргинал шляется по городам и впискам (и непременно по Питеру), доставляя разное (то ли керамические зубы, то ли мет, амф, гаш, то ли аствацатуровские свечи от геморроя), беспрерывно рефлексирует, поминая Сартра, и знакомится с другими пьяными и обдолбанными музыкантами-автостопщиками-маргиналами-интеллектуалами. Герой, вроде бы, парень сметливый, начитанный, но вечно находит подработки вместо настоящего дела. Он ощущает себя героем какого-то фриковатого кино. Выражает ли он боль и смятение своего потерянного поколения? Думаю, да. Что насчет языка? Отлично, очень убедительно, грамотная взвесь сленга и нейтральной лексики, это вам не опереточный рэпер Пистолетто. Есть ли молодость и драйв? Думаю, да. Есть ли горечь и усталость от реальности, ощущение собственной ненужности? Есть.
Процитирую отрывок, который помог мне поверить, что эта книга – одна из лучших в сезоне: «Наклонностей Марины Игорёк не одобрял — при каждом удобном случае говорил, что ненавидит пидоров и вообще всех извращенцев. Уже потом, когда Андрэ съедет от Марины, а Марина будет неделю-другую пропадать по знакомым, Игорь уговорит Ванечку на эксперименты и даже не потрудится замести следы преступлений. Марина потом напишет разоблачающий пост у себя на странице. Расскажет, что нашла в комнате 70-сантиметровый дилдо в вазелине (покритикует выбор Игоря и Ванечки — вазелин не ценится в профессиональном сообществе как выбор дилетантов) и растянутую латексную маску. Очевидно, её примерял Игорь. Элегантный костюм медсестры, так же кем-то поюзанный, будет прожжён сигаретами».
Так держать, дорогой автор! Для кого-то эта книга станет откровением, для кого-то нет. Этих сартров, наливающихся экзистенцией после 10 вечера, и сейчас еще полно у любой общаги. Правда, век пьяных музыкантов-фотографов-порнографов-маргиналов недолог, на смену им скоро придут трезвые девственники-программисты-сишники, которые пьют кофе с пироженками, сами пекут кексики, сохнут по парням, смотрят аниме и ходят на митинги партии Навального. И это не хорошо и не плохо.
Степан Гаврилов «Опыты бесприютного неба»
Степан Гаврилов взвалил на себя непосильную задачу рассказать о своём «совсем свежем» поколении и местами с ней справился, хотя и пытался выдать за всё поколение отдельно взятый маргинализованный питерский сегмент понаехавших. История «зубного курьера», который не был никем дома, рос в ощущении, что «лучшее, конечно, позади», и не стал никем в культурной столице, достала нас ещё с местного Акакия Акакиевича. Лучшее, «которое позади» травмировало героя и тем, что ему «не дала» 12-летняя одноклассница, и тем, что его криминализованные дружки оказались смелее и отводили ему роль шестерки. Кроме них, в отсутствии собственного социального развития «зубной курьер» винит одновременно обрушившиеся на него развал Союза и смерть постмодернизма. Это они, проклятые, не дали герою вырасти мозгами и душой из вечного пубертата и, несмотря на прочитанные книги, сформировать хоть какую-то нравственную шкалу. Основной месседж романа «кто виноват?», мешает автору хоть чуть-чуть застрять на том, что ищущий себя «маленький человек из гоголевской «Шинели» ничем не отличался от него в бытность Союза и постмодернизма. Только не развозил зубные протезы, а представлял «поколение дворников и сторожей», точно также жил по углам, бухал, искал опыт измененного сознания в наркоте, играл музыку, цитировал ровно те же книги и точно также выбирал статус «объедка времени», а не его хозяина. Главный герой уныло растил себя в родном городке, а потом пытался адаптировать выращенное к Питеру. Но поскольку диапазон его запросов от перемещения в Питер не поменялся, герой и там цеплялся за криминальных одноклассников и им подобных, барахтаясь ровно в том же кризисе идентичности, что вытеснил с малой родины. «Куда бы я там ни шёл, с кем бы ни говорил — все были приезжие», горюет герой, потому что не способен монтироваться в тело великого города. Бессистемно прочитанные умные книги по мнению героя выделяют его из окружающей гопоты настолько, что он надевает позу «лишнего человека». С той разницей, что тот был выше среды, а сам герой настойчиво лепится к низшей среде. Но винит в этом не себя, а обесцененный им же мир, врывающийся не только пьяными и обдолбанными тусовками и глупыми заработками, но и городскими легендами. В них герой гонит пургу то о перевале Дятлова, то о гебисте Кабанове, подтверждающем своё отцовство Курту Кобейну, то об одноногом танцоре Злобине, имевшем связь с Нуриевым. Похожая пурга становится основой бизнеса его подельника Шульги, зарабатывающего на рекламе продажи наркоты в то в светлом, то в темном интернете, не имея наркоты в принципе. Пользуясь этими постмодернистскими техниками, автор почему-то не замечает, что постмодерн не так уж и умер. Однажды герой даёт определение своему сегменту: «Маленький человек в чужом городе, которому нужно искать работу, чтобы жить. Этот маленький человек нерешителен, тщеславен, ленив…» Но почему-то адресует определение не себе и корешам, а соседке-проститутке, ищущей повода жить в расслабоне. Не адресует, потому что убежден, что расширил границы сознания, прочитав некоторое количество книг и вбив в организм несколько мешков наркоты. И в подтверждение этому в тексте возникает «манифест поколения джипси», окончательно снимающий с героя ответственность за собственную жизнь, сливаемую в унитаз. Манифест не только легитимизирует наркоту, но и заявляет о культуре легких наркотиков, якобы созданной этим поколением, не морочась тем, что речь аж о третьей волне отечественной наркомании, и культуры-мультуры созданы задолго до рождения «джипси». Манифестируемый «джипси» лишен корней, авторитетов, привязанностей, смыслов, крайне подвижен и потому, якобы, крайне опасен власти. Он подвижен как колобок, который от бабушки ушел, от дедушки ушел, но сломался на идее покорить лису. «Манифест джипси» краешком задевает исследования жизненных стратегий социализированных миллиениалов, и пытается выдать за них тех, кто стал возле них пеной саморазрушителей и мазохистов, как наш герой. Его дружбан конструирует арт-объект — пианино, бьющее током, потому что, только «превозмогая боль, можно делать настоящее искусство». Заканчивается это делание настоящего искусства примерно как у колобка. Выныривая из криминальной зоны заработков, из эстетики девяностых, объединившей к концу романа одноклассников и земляков, герой рвется в зону просветления, которую, как и в родном городке представляет сочетанием перфоманса с музыкой и наркотой. Никакой иной технологии поиска идентичности герой не освоил, и объединение базовых фрагментов личности взваливает не на себя, а на «марочное просветление». В результате достигнутого таким способом инсайта он впервые чувствует себя в мире «на своём месте». Да так отчетливо и с таким желанием вернуться домой, что приходится принять — перед нами была Одиссея. И в ней инфантильный беззубый раздавленный «джипси» развозил по городу сумки с чужими керамическими зубами, периодически заворачивая в криминал, потому что решил всю жизнь быть подростком. Но объявил это не личностными проблемами, а поколенческими, и весь роман пытался навязать нам эту странную идею. Таково, на мой взгляд, содержание, вполне органичное и созвучное возрасту автора. Что касается формы, то Степан Гаврилов замечательный писатель с колоссальным, хотя и противоречивым потенциалом. Основное противоречие в том, что диалоги соответствуют действующим лицам, а само повествование написано старомодным, я бы сказала «доБитовским языком», со вспышками языка «постПелевинского». И от того не хватает драйва, движухи, ритма, внутренней музыки миллениалов, которые, на мой взгляд, не так говорят, не так двигаются, не так детализируют и вовсе не так вздрючены наркокультурой. Книга эклектична и по-своему чудесна. В ней с одной стороны увидят и оплачут себя маргиналы всех поколений, а с другой стороны, её непременно отметит тяжелым вздохом отечественный наркоконтроль.
Опыт чтения «Опыта…»
Роман Степана Гаврилова «Опыты бесприютного неба» начинается интригующе:
Ситуация такая: я сжимаю зубы. Только не так, как обычно, не так, как сжимают зубы все люди. Я сжимаю их в руках.
Загадка тут же раскрывается: герой таскает по Петербургу сумки с зубными протезами. Из лаборатории он развозит их по стоматологическим точкам. Петербург большой, протезов нужно много. Насколько проза автора зубаста и может ли она впиться в читателя?
Как понимаю, расстояние между автором и героем минимальное, зазор и должен создать пространство литературы. Безымянный протагонист — бывший житель небольшого уральского города. Потом он переселился в относительно большой уральский город. Но дух взыскует, и герой перебирается в северную Венецию. Но перед этим мы узнаёт следующее:
1) Про одноклассницу Лику, к которой герой испытывает первые нежные чувства.
2) Про здорового гопника Ролана, который трясет студентов местного техникума.
3) Про коварного Штакета, который предлагает Ролану заняться относительно безопасным кибермошенничеством.
4) О том, как герой с друзьями ездят на пати в суровые уральские дали. Многословное описание вялого трипа прилагается.
5) Прохладную историю подполковника КГБ Кабанова о том, как он на задании в США оприходовал американку, родившую сына, нареченного Куртом. Кабанов мстит звезднополосатым, исподволь, из тех же уральских далей воспитывая в сыне нигилизм и отторжение к обществу потребления. Сынок вырастает и становится Куртом Кобейном.
6) О еще одном крутом уральском первоходке — Шульге, который разводит местных торчков.
7) О поездке героя куда-то автостопом с дредастой Сашей (на обратном пути он чуть не сомлел на трассе).
И вот, наконец, герой с Сашей едет в Питер. Петербургская часть романа самая внятная и даже вызывает определенный антропологический интерес. Потерявшиеся во времени и в городе Достоевского персонажи, незаметные на фоне «эпохи стабильности». Герой пытается как-то устроиться в неприветливом мегаполисе. Это выражается в том, что он ищет халявное жилье, ест халявные «дорогие пельмени», мужественно спит на полу. Иногда закидывается. Череда колоритных питерских персонажей: Лёвушки, Артемоны, хилый Ванечка. Последний любит дешевые обезболивающие и наряжаться в китель австрийского офицера СС. Мелькают семидесятисантиметровые фаллосы, вазелин, латекс. Из культурных достижений персонажа — не будем забывать, столицей чего является СПб., — знакомство с одноногим танцором Злобиным, в котором угадывается небезызвестный Весёлкин. Хотя Злобин-Весёлкин и забухался практически окончательно, но пророчески выдает:
Ты балаболишь, мой юный друг. Балаболить — это прекрасное безумие. Когда человек чешет языком, то он танцует над всеми вещами. Я — великий танцор! Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Во мне столько хаоса, что хоть звездный перинатальный центр открывай!
Герой помогает дотащить «непреклонного» и «хаотического» домой, утешая себя следующим неглупым и тоже культурным соображением:
Рудольф Нуриев пригласил его в балетную труппу парижской Оперы. По слухам, у них даже была связь. «И если это так, — думал я, — то мне в жизни есть, чем гордиться: пока я нес Злобина, его член — член, некогда трахавший самого Нуриева, — терся об меня, пусть и через штаны».
Увы, штаны так и остались непреодоленной преградой, отделившей героя от Вечности. Но. В награду за доброе дело он знакомится с девушкой Соней:
У нее было доброе, ласковое лицо, по которому иногда все же скользило что-то холодное.
Вскоре персонаж встречает Соню в метро и переезжает к ней.
Дальше повествование начинает подтормаживать. Для оживления в Питер приезжает та самая Лика — эротическая греза юности героя. Она закончила филфак, отработала в местной желтой прессе и приехала поступать в аспирантуру. Для этого она издала сборник стихов и начала активно употреблять наркотики. Герой с демоническим смехом выбрасывает сборник в речку по эстетическим соображениям:
Речную и морскую тему дополнили невразумительно длинные, закрученные, выпуклые верлибры с назойливыми подвываниями.
Но, увы, Лика безлика, несмотря на весь декаданс и «аккуратную грудь». Буксующий сюжет подталкивает Шульга (см. выше пункт шестой), с которым герой привычно сталкивается в метро. Тут вопрос: кто еще остался жить на Урале? Шульга втягивает слабохарактерного персонажа в очередную криминальную авантюру. В уголовном действе также принимает участие Славик — младший брат Штакета (см. пункт третий).
Подельников накрывают невнятные армяне и вывозят героя в какие-то дали, но не уральские. Там герой сталкивается с Роланом (см. пункт второй). У кого-то есть не фальсифицированные властью демографические данные по Уралу?
Поняв, что сюжет и так съехал в «индийское кино», автор решил дополнить все очередной «кастанедой». Герой с Соней отправляются в маленькую южную республику. Там, в горах, — останки самолета. Собравшиеся участники уральского рейва символически запускают его в небесную лазурь и попутно ловят глубокий приход. Герои возвращаются в Питер. Там их ждут хорошие новости. Аспирантка и поэтесса Лика приходит к пониманию своего предназначения и становится подающей надежды порноактрисой.
Как все это написано? Автор демонстрирует определенную начитанность и тяготеет к языковым красотам. Типическое:
О, как же скоро мы разденем бытие, мы увидим его нагие грани, его швы. Я больше не буду бояться неба. Не буду бояться неба, ей-Богу. И пусть мысли не идут дальше простейших языковых конструкций. Ночи станут гуще так скоро. Клиповый монтаж снов. Концентрированная тишина. Что есть абсолютный свет? Дети нового дня приветствуют реальность. Тверди твой день в разнотравии, учи теорию цветов, познавай физиологию растений. Мы тусовщики рассветов, мы народы моря. Мы вышли из первичного бульона, мы голы. Я демиург в мире бесконечного воображения.
Во время уральского пати «женщины пели гимны и ламентации». Правда, есть некоторые проблемы с употреблением предлогов: «По долгу службы мне доводилось заглядывать на покровы», «…в Питер я приехал на рыбном обозе». Есть своеобразные употребления слов: «Но мой способ жить и радоваться Шульга не котировал». Другие интересные детали. Когда Злобина вывели из машины на улицу, то он «снова заерзал и упал на пол». Не избежал автор и банальной тавтологии: «Шествие рассыпалось вокруг большой вагон-цистерны, какие ходят по железной дороге, — огромная бочка из-под цистерны».
Но сильно критиковать автора я не буду. Во-первых, он молод, а журнал «Знамя», который и напечатал роман в молодежном номере, напомнил пророческие слова Ибсена: «Юность — это возмездие». Кто и как учил молодое поколение писать — отдельный вопрос. Во-вторых, автобиографизм намекает, что Роланы и Штакеты могут вкупиться за своего «земелю». В общем, желаю творческого роста автору! А расти есть куда – писать он может.
Степан Гаврилов «Опыты бесприютного неба»
«Опыты бесприютного неба» Степана Гаврилова можно давать студентам-филологам в качестве аттестации по зарубежной литературе ХХ-ХХI веков. Задание – проиллюстрируйте примерами из текста мировоззренческие принципы дадаистов, экзистенциалистов, битников и метамодернистов. Ответы по Гаврилову:
1) «Грубая реальность с лицом благообразной бабуси хватает тебя за плечо в самые чистые минуты — она апеллирует к твоему стыду и хочет поговорить о твоём поведении <…> избавляясь от этого мерзкого и тошнотворного контроля, который накладывает стыд, субъект становится свободным. Куда он денет эту энергию — на грабежи, изнасилования и поджоги или там вступит в партию национального спасения Камбоджи — дело десятое. Эта степень свободы никак не коррелирует с эрудицией, интеллектом, моральными принципами и другими вторичными качествами». Дадаизм.
2) «кромешное разочарование — наиважнейший этап становления самости <…> раскусив обман, предлагаемый социумом, легче расстаются с местами, работой, родным городом и легко меняют курс жизни <…> безапелляционная, отчаянная витальность… первоначальная витальная энергия. <…> “Жить соразмерно Вселенной без будущего”, — если Камю имел в виду именно это, тогда мы пишем свой собственный миф о Сизифе. И в этом нет никакого упадка, я клянусь!» Экзистенциализм.
3) «Пока есть тропинки — есть и всякие ребята, которым не сидится дома. Пока есть возможность создавать тропинки — есть вероятность, что мы не умрём от тоски. <…> Я, блядь, свободный человек! А был бы раб, давно бы смирился и с коммуналкой, и с дедулей, который там какается в коридоре, и со своей неудачливостью <…> Я открыл дверь. Она свободно отворилась в предбанник, а следующая дверь на улицу была настежь открыта. Прямо передо мной, за лесом догорало закатное небо — чистое и высокое, кораллово-алое <…> свобода — это непросто, а отсутствие границ — это самое тоталитарное ограничение». Битники.
4) «если хочешь двигаться дальше, сомнения вредят. Даже если ничего не получается, даже если всё напрасно и вхолостую — надо просто шагать без оглядок. <…> уход от точного обозначения — и есть главная сущностная черта этих людей. Если надо — они надевают галстуки и изображают из себя приличных клерков, если надо — идут на оплачиваемый митинг, хотят — женятся или выходят замуж, но никогда не включаются в это всецело, не идентифицируют себя с этими ролевыми моделями. Они яростно меняют не только локусы, но и темпоритм жизни. Изменения — пожалуй то, что единственно неизменно для этой группы». Метамодернизм.
Герой проживает все приведенные выше модели, в каждой разочаровывается (сам лично или через опыт приятелей), приходит к философии всеприятия и находит свой кусочек неба в окне маленькой комнатки: «Как бы ни было плохо, в этой комнате всегда тихо в той степени, в какой это нам нужно. В эту комнату не попадает ничего извне, кроме большого куска неба. <…> если нигде нет моего места, то мое место везде. Разве это не очевидно? По-моему, очевидно».
Да, в книге вообще все слишком очевидно:
И литературно-метафизический дауншифтинг: ради обретения высокого неба (Аустерлица) герой ведет жизнь униженных-оскорблённых (образы – авторские).
И французский сюр в современных реалиях (осовременен реестр наркотических средств).
И то, как автор расчертил свою (вернее, как раз не свою) философию на хитрые углы, чтобы показать «путь героя». Он прогоняет его через все вышеназванное: дадаизм как отрицание, абсурд как обретение экзистенции, Берроуз-Керуак, Леви-Стросс, Лакан.
Итак, сначала герои хотят освободиться от морали и наставлений прошлого (образ бабки, грозящей пальцем) и ищут откровения в отрицании. Сырой лес, наркотический дурман, невнятный пророк. Затем сырой Питер, съемные хаты, алкоголь. Так продолжается до тех пор, пока они не встречают одноногого танцора, прикидывающегося бомжом, в образе которого концентрируется тотальное отрицание морали: «Вот дело какое, — сказала вдруг девушка, — я всегда ценила «Пелись губы» за их дикость. А сегодня у меня такое ощущение, что я столкнулась с этой дикостью как есть. И едва ли это мне понравилось».
Вторая ступень «познания» — витальность. Ну там, танцевать на траве, быть собой, вкусить радость от того, что ты существуешь. У героев, правда, несколько иначе: больше мерзости, больше секса, больше наркотиков, в общем, понятно. Заканчивается так: «она спросила его: «Чего ты хочешь? Чего ты будешь делать?» Тонкая струйка дыма взмыла вверх от жала паяльника. Андрэ втянул её в себя, немного зажмурился и ответил: «Хочу курить твёрдый и слушать шугейз, буду курить твёрдый и слушать шугейз». Но Соня не сдавалась. Через полчаса расспросов Андрэ всё-таки проговорил своё единственное сокровенное желание: «Хочу, чтобы это закончилось. Хочу уехать домой».
Так начинается третий этап, что-то типа Керуака «На дороге». Герою пора в путь и затем домой. В свой город, в начало романа.
Дальше метамодернизм. Где главное – совмещать противоречия, все принимать и двигаться вперед… Нам рассказывают историю бледного Егора, который днем жил одной жизнью, ночью другой. И дневной Егор о ночном не помнил. А потом вспомнил. И воссоединился.
В финале герой обретается в маленькой комнатке с любимой девушкой и кусочком неба в окне. Работает зубоносом – курьером, который развозит зубные протезы. С этого роман и начинался. А все, что описано – воспоминания героя. Чтобы мы поняли, как он дошел до жизни такой. И почему теперь, обогащенный предыдущим опытом, вроде как счастлив.
Филологически-наркотическая петля в прошлое сделана весьма художественно. Автор прекрасно владеет словом. Жизненные сценки натуралистичны: правдивы и витальны. Что обещает в дальнейшем сильного писателя.
Но в этом тексте филологически-метафизические рассуждения удушили авторскую личность. И по завершении ретроспективной петли роман вдруг закончился. Ничем. О себе самом, о том, что дал ему этот опыт, автор сказать не смог. Все во мне и я во всем – это, знаете ли, не открытие.
И тем более не манифест поколения, на который текст претендует.
В общем, в этой петле зайчик сдох.
Причем мясо уже от костей отходит. Ибо сильные натуралистические сценки никак не коррелируют в тексте с метафизическими умозаключениями. Писатель и сам в курсе, что зайчик не прыгает:
«Я всегда могу описать только части, которые были сшиты между собой, но на какое-то время наползли друг на друга или разошлись. Я и говорю, и пишу только о частях. Такая вот летопись движения кусочков и лоскутов».
А жаль. Мощно и нестандартно начиналось. Редкое чувство языка. Неожиданные образы: «Ситуация такая: я сжимаю зубы. Только не так, как обычно, не так, как сжимают зубы все люди. Я сжимаю их в руках. Точнее даже не сами зубы, а сумки с зубами. Я зубонос…»
Местами роман Гаврилова напоминает отчет-исповедь Романа Сенчина о его молодости («Нубук», «Минус»). Хотя время другое, но чувство бесприютности и безысходности то же: герой стоит, открытый всему, а мусорный ветер гонит на него окурки, обрывки и грязь современности. Он не закрывает глаза, не отворачивается, стоит, насупившись, глядит исподлобья, и ты понимаешь – этот не сдастся, не пропадет, в нем есть что противопоставить мусорному ветру. Есть мужество оставаться собой. А это уже немало.
Степан Гаврилов «Опыты бесприютного неба»
Молодой автор из Челябинска с независимой проф. биографией, публикация из «Знамени». Молодые герои, молодой язык. Но не трогает. Герои безлики, композиция рассыпается, много прямоговорения, ретроспективы в детство героев утомительны. Видно, что из автора может получиться сильный автор, но пока он в начале пути. Хочется сказать автору, что литература без магии, на одной только энергии разочарования, не станет великой, а замах-то именно этот.