Александр Бушковский. «Рымба»
Александр Бушковский — один из лидеров современного течения «новая северная проза». Живет в Петрозаводске. Публикуется в журнале «Октябрь». Писатель с биографией: воевал в Чечне, об этом опыте была его книга «Праздник лишних орлов». «Рымба» — опыт написания романа, в котором синтезируется исторические реалии с современными. Место действия — остров на севере, где с давних времен живут люди в своем, отдельном от Большого мира, мире. Повествование о нынешней жизни на острове перемежается историческим бэкграундом; история как бы нагоняет современность, приближается к ней. На протяжении всего романа трудно понять, что на самом деле сейчас происходит на острове: появился какой-то новый человек, пришлый, будто бы монах, но в этом нет уверенности. Появление одного нового человека совершенно меняет островную жизнь, и действие начинает походить на триллер, где с каждой страницей ждешь какой-то развязки, какого-го объяснения происходящего. В то же время роман написан удивительно ярким, не затертым северным народным языком, но без нарочитой стилизации, с органическим вторжением новояза, который все-таки проникает на остров. Это делает язык романа живым и достоверным. Вспоминаются Писахов, Шергин, Абрамов, Личутин. Проза Александра Бушковского, на мой взгляд, одно из самых ярких явлений современной литературы.
Павел Басинский
Александр Бушковский «Рымба»
Книг о Русском Севере появляется, может быть, не так уж и много, зато они появляются сравнительно регулярно. Увы, до сих пор этот поджанр так и не дал ни одного национального бестселлера – то есть книги, которую могла бы с одинаковым интересом прочитать вся читающая страна. Я, конечно, имею в виду текущую литературу, а не Бориса Шергина, например. Причин тут, вероятно, больше одной, но одна все-таки имеет отношение не столько к конъюнктуре, сколько к самим этим книгам. Дело в том, что зачастую они написаны исходя из позиции «тут у нас настоящая жизнь», «живут настоящие люди», «есть смысл жизни» — в отличие, подразумевается, от столиц, где и жизнь ненастоящая, и живут бессмысленно мелкие людишки, и истину ни за что не познать, не то что у нас. Увы, это проигрышная позиция, потому что выглядит очень слабой – скорее как реакция на нехватку столичного внимания. Любой человек интуитивно понимает, что у каждого места географии есть какая-то своя истина, где угодно могут жить и мелкие людишки, и титаны духа, а Бог, если он есть, либо равноудален от любой точки Земли, либо одинаково к любой точке близок. Думаю, «северной» литературе пошло бы на пользу избавиться от провинциализма (потому что провинциализм именно так и проявляется) и попытаться говорить с общечеловеческих позиций. Может быть, тогда и исчезнут из нее умильные песенные интонации, языковые ужимки и глупое кокетство рассказчика.
Александр Бушковский «Рымба»
Хочешь, чтобы твоя книга стала похожа на сказку? Берешь самую простую историю и просто переставляешь слова местами. Самую простую историю берешь и слова местами переставляешь, глаголы в конец предложения переносишь, и вот уже книга твоя на сказку похожа, на сказку страшную, но временами веселую.
Таков и «Рымба»-роман, который Бушковский Александр написал. В книге той рымбари, потомки людиков и укшуйников на маленьком острове посреди озера живут-поживают, церковь старую берегут-охраняют, рыбой промышляют, да грибами-ягодами лесными. Всего-то три дома осталось в Рымбе той, в одном бабка Манюня живет, самогонка да водка всегда у нее имеется, семья Любушки да Митеньки, с детьми взрослыми, да старый алкаш по кличке Волдырь. Да еще вот странный человек Слива к рымбарям в буквальном смысле слова прибился.
Так, хватит, набаловался. Роман разбит пополам — половина главы, это чисто история Государства Российского, взглядом из этой самой Рымбы. Историю эту рассказывает Волдырь, который во второй половине главы ходит за водкой к Манюне, спасает утонувшего Сливу, тушит пожар в церкви, вспоминает о несчастной своей любви. (Спойлер: конечно же, это противная на первый взгляд бабка Манюня). Каждая половинка главы странным образом рифмуется со второй половинкой, и к концу романа рассказ Волдыря практически догоняет настоящее время.
Казалось бы, начинается книжка скучно и несовременно, очень долго не покидает ощущение «нечто подобное я уже где-то читал». Но чем дальше, тем больше проникаешься судьбами рымбарей, их понятиями и принципами, узнаешь как они жили, строили свои дома, воевали, дружили, помогали друг другу, рождались и умирали.
И что характерно, любили друг друга.
Седьмое письмо Ольге Погодиной-Кузминой
Добрый день, Ольга! Закончил читать роман «Рымба» Александра Бушковского. Года два назад читал его первую книгу «Праздник лишних орлов». Книга мне не то что не понравилась – я не очень люблю прозу, которую пишут отставные военные (Бушковский 15 лет служил в СОБРе). Я для себя называю такие книги «дайте дорогу обожженному сердцу»: герои там постоянно вспоминают войну, переживают войну, выдавливают из себя войну по капле… У меня нет опыта войны, я не воевал, и подобные книги для меня – это как форма терапии, изживания травмы. Книгу «Рымба» я открывал с некоторой опаской – что еще за Рымба такая? Девушка-спецназовка, Рэмбо женского рода?
А Рымба – это остров посреди огромного озера где-то на севере (Карелия? Вологодчина? Архангельская область?). И там люди живут в крошечной деревне, живут-поживают, как жили их предки испокон веков. Потом у кромки прибоя они найдут человека, который непонятно как сюда попал. Потом человека отогреют, приютят, приспособят к делу, дадут ему прозвище Слива (Вы, конечно, уже догадались, Оля, что он человек непростой, это известный прием). Потом будут разные истории и сцены островного быта. Приедут на лодке менты воровать рыбу, лодка опрокинется, и спасет их Слива – хотя до этого будет держать на мушке и раздумывать, не прострелить ли им мотор. Приедут на остров веселые строители, гастарбайтеры из Украины, где всех в бригаде зовут Василиями. А в самом конце романа одному из жителей Рымбы привезут похоронку на сына, и последней сценой романа – самой пронзительной, которую хочется перечитывать снова и снова – будет описание поминок.
Нет, там еще идет параллельно описание истории Рымбы, сцены из прошлых веков – приехали старообрядцы, потом Смутное время, потом рекрутский набор. Все это понятно, для чего – показать, как государство то и дело вторгается в налаженную жизнь крошечной северной деревни. Это не отменяет общего моего впечатления от романа – я просто хожу и улыбаюсь от радости, что у нас теперь есть такой роман. И единственное, о чем жалею, что нет никакой Рымбы, я весь Интернет перерыл, это придуманный остров.
Я сам, как Вы знаете, родился и вырос на Крайнем Севере, я люблю Север, я его объездил в свое время от Мурманска до Магадана. Он очень разный, наш русский Север, и писатели, которые о нем пишут, тоже очень непохожие – Виктор Ремизов, Михаил Тарковский, Дмитрий Новиков, Василий Аксенов потрясающий… Я считаю, что Север – это и есть наша национальная идея, и в литературе у нас главные люди будут приходить именно с милого Севера – Петербург ведь тоже северный город, понимаете? Вот читаю заключительные строки «Рымбы» и комок в горле: «Белые ночи так устроены, что усталое солнце, едва погрузившись в озеро, должно вот-вот снова вынырнуть, уже умытое, и вечер как-то странно и незаметно перетекает в утро. Вроде бы глядишь не отрываясь, а никогда не поймаешь этот миг, удивительное дело».
Да там вообще можно цитировать целыми страницами: «Темны рукоятки топоров, блестят от ладоней мастеров. Лезвия тесел и полотна пил слегка смазаны и в тряпицы замотаны, как дитятки в пеленки. Черта-чертилка, для разметки пазов вилка, каленая, подпружиненная, стальным колечком перетянута. Веревочка отвеса, словно девичья коса, сплетена, чтоб не крутилась, не вилась, легче сматывалась. Сам отвес как жало у стрелы — тяжкий, колкий, отцентрованный. Веревка с узелками равномерными — аршин, молоток с ласточкиным хвостом и бурав с буравчиком. А краше всех ручничок — маленький топор для вытесывания лемеха, — тот как игрушечка!»- господи, как хорошо.
Только вот национальным бестселлером такая книга не станет никогда. В России 27 регионов, у которых есть северные территории, но живет на тех территориях хорошо если один процент всего российского населения. Остальные же представляют жизнь на Севере по мультику про Умку: северное сияние, поющие медведи. Им неинтересен Север. Они никогда его не полюбят. Они не прочтут прекрасный роман «Рымба». И это очень, очень, очень печально. Всего хорошего, Ольга.