Павел Басинский. «Посмотрите на меня»
Новое блистательное литературное исследование Павла Басинского, автора бестселлера «Лев Толстой: бегство из рая». Книга посвящена Елизавете Дьяконовой, автору знаменитого «Дневника русской женщины» и активистке зарождающегося в России женского движения, погибшей при загадочных обстоятельствах.
Павел Басинский. «Посмотрите на меня»
— Знаешь, как я представляю себе бога? — сказал он. — в виде колоссального неведомого нам производительного органа, рассеивающего в пространстве миллиарды миров, словно рыба, которая мечет икру одна в целом море. Он творит, ибо такова его божественная функция, но он сам не знает, что делает; его плодовитость бессмысленна, он даже не подозревает, какие разнообразные сочетания дают разбросанные им семена. Человеческая мысль — какая-то счастливая случайность в этой его творческой деятельности, мелкая преходящая, непредвиденная случайность, которая обречена исчезнуть вместе с землей и, быть может, возникнуть вновь где-либо в пространстве, — возникнуть в том же или ином виде, в новых сочетаниях извечных начал. Этой ничтожной случайности — нашему сознанию — мы обязаны тем, что нам так плохо в этом мире, созданном не для нас и не приспособленном к тому, чтобы принимать, размещать, кормить и удовлетворять мыслящие существа. Сознанию же мы обязаны и тем, что вынуждены — если только мы действительно утончены и культурны — постоянно бороться против того, что все еще называется путями провидения.
Ги де Мопассан, «Бесполезная красота»
Это будет не критика, а скорее комментарий комментария. Книга основана на дневнике русской девушки, которая рано осознала социальное неравенство женщин и пыталась его преодолеть. Здесь мы не увидим попыток разобраться в «женской психологии». Эта книга – о психологии женщины, о попытке сознания выйти за границы, навязанные культурой, и об уничтожении этим сознанием самого себя.
Начну с главного: смерть Лизы Дьяконовой наступила, скорее всего, в результате болевого шока и переохлаждения. Почему Лиза была найдена голой? Возможно, это было одновременно самоубийство и ритуал. Девушка, больная по вине распутного отца, порицаемая обществом за «неженские» интересы, считающая себя «уродом» за несоответствие навязанным стандартам красоты, разделась перед смертью и так заявила миру о себе. Не каждая современная феминистка способна зайти так далеко, декларируя права женщин.
Басинский хочет заинтриговать читателя необъяснимой смертью русской феминистки, но прелесть книги не в этом. Главное, что в ней тонко и проникновенно говорится о взрослении молодой, смелой и пылкой интеллектуалки, о ее внутренней борьбе с традиционалистами, смотрящими на нее как на «девушку» и «невесту» и не желающими разглядеть в ней человека. А главное – о ее борьбе с собой, о попытках преодоления собственных стереотипов, навязанных воспитанием, средой, в которой она жила. Басинский сравнивает дневник Дьяконовой с дневником художницы Марии Башкирцевой, которая стала прототипом героини рассказа «Легкое дыхание». Юную, уверенную в себе красавицу Башкирцеву, романтически сгоревшую от чахотки, противопоставляет молчаливой, робкой, вечно сомневающейся, но сильной духом Дьяконовой с ее врожденным сифилисом. Лиза задает вопросы о жизни ученым, общественным деятелям. Те не знают, что ей ответить. Не могут разглядеть настоящее «я» этой странной девушки. И только сто с лишним лет спустя на нее посмотрит автор этой книги. Лиза всего лишь хотела сказать: «Посмотрите на меня!» Она всего лишь хотела найти свое место в жизни, найти людей, которые могут ее понять, найти пространство, в котором можно себя реализовать.
Это невыдуманная история, в отличие от саги про ВИЧ-инфицированного хипстера Льва, о которой мы говорили ранее. Лизе сложно быть «положительной» в отношении к мужчинам. С точки зрения юной Лизы, все они развратники, которые пользуются двойными стандартами и требуют от женщин чистоты. Женщинам же до брака вообще не положено знать о половой жизни, и всякая новая информация из этой сферы становится для Лизы пугающим откровением. Тут, кстати, вспоминается Эптон Синклер с его романом о феминизме и ЗППП. Но Лизе, в отличие от Синклера, пришлось испытать на себе тяжесть двойных стандартов. Общество требовало от нее быть красивой, изящной, невинной, женственной и малообразованной. Лизе внушали, что она должна удачно выйти замуж, т. е. выгодно продать себя, чтобы поправить положение семьи. И это при том, что она медленно сходила с ума. Лиза отчаянно пыталась выжить, вырваться из окружения, давящего на нее. И ей это почти удалось. Но, поступив на Бестужевские курсы, Лиза понимает, что и там останется изгоем: ей недоступна «светская жизнь», ее сторонятся потому, что она слишком умная, слишком скрытная. Ее сокурсницы увлечены революционным движением, а Лизе хочется учиться. Большинство давит на нее, требует поддержки. Причем все протесты инициированы мужчинами – преподавателями, студентами университета, но страдают в итоге женские курсы, а женщинам отведена скромная роль «друзей и соратниц». Окончив курсы, Лиза понимает, что должность учительницы, самое большее начальницы гимназии – единственное, что она может получить на родине. Лиза мечтает стать юристом, но знает, что в России ей в этом будет отказано. И за границей она не сможет убежать от себя, не сможет найти счастье. В Париже Лиза по-настоящему остро ощутит свое одиночество. Парижский психиатр посоветует ей выйти замуж…
Однако, Лиза не пожелала выйти замуж даже за богатого и хорошо образованного человека, не этого она добивалась. Она влюбилась в своего психиатра – единственного, как ей казалось, кто смог ее понять. Психиатр оказался вполне прозаичным шовинистом, прописывал ей «ванны» и «электричество», ему не было никакого дела до «женского вопроса». Для успокоения он советовал своей пациентке смирить свое ищущее ответов сознание и «быть никем». Басинский здесь поднимается уже до уровня Мопассана с его «Бесполезной красотой», а ведь он всего лишь комментирует дневник Лизы…
Могу совершенно точно сказать, что в этой книге больше драматизма, чем в остальных книгах этого сезона, входящих в категорию «болезнь». Сложно сказать, к какому жанру относится книга, биография это, психологическое исследование или большое эссе о феминизме, однако, ясно, что перед нами не роман в привычном нам виде, не чисто «художественная литература». И тем не менее, по уровню эмоционального воздействия эта книга выше остальных. Ее хочется читать. Она интересна, актуальна, в ней есть напряжение, она написана нормальным русским языком. В ней вы увидите не анатомию и физиологию, не состояние измененного сознания, но жизнь духа.
Те «открытия», сделанные Лизой, которые представляются автору удивительными, приходят в голову каждому обладающему развитым интеллектом человеку. Например, страх Лизы и страх Л. Н. Толстого перед бессмысленностью существования, которое заканчивается смертью. Думаю, его испытывал или испытает когда-нибудь каждый читатель. Лиза была исключительной не в силу своих способностей, а в силу того, что таких «прозревших» женщин, несмотря на уже развитое женское движение, в России тогда было очень мало. Их и сейчас не так уж много. Сознание купчихи/прос титутки и сейчас правит в головах сотен тысяч девушек, которым проще быть никем.
Эта книга поможет тем, кто считает, будто в наше время уже не нужно бороться за права женщин – мол, женщины и так хотят лишком много. Мужчины и женщины не видят дискриминации, не хотят о ней думать. Даже сейчас, когда пытаются запретить женщинам распоряжаться своим телом, навязать им идеалы материнства, домашнего очага, нравственности или, наоборот, разврата. Когда пытаются им «объяснить», какие занятия женские и какие – неженские. Эта книга поможет тем, кто думает, будто «пособия по соблазнению олигархов», «руководства для пикаперов», «мужчины с Марса, женщины – с Венеры», тренинги Юлии Печерской и изнасилование Шурыгиной – это нормально. Для тех, кто все еще верит, будто «женственность» — это нечто важное и крайне необходимое женщине, а не стереотип, навязанный тотальным агрессивным маркетингом.
Ошибкой будет полагать, что современные феминистки свободны от стереотипов – они кидаются из крайности в крайность, делают скоропалительные выводы из каких-то событий, постоянно ссорятся, ненавидят не только мужчин, но и «патриархалок», и друг друга. Возможно, каждой феминистке стоило бы вести не блог, а дневник, чтобы разобраться прежде всего в себе, в том, как она себя воспринимает, чего на самом деле хочет. Правда, не совсем ясно, к чему это может привести. Вероятно, к тому же осознанию бессмысленности существования в современном обществе. К осознанию, что всякое понимание есть непонимание. К осознанию того, что все хотят обратить чужое внимание на себя, но не хотят обратить свое — на других, на тех, кто нуждается в ответах на вечные вопросы бытия. К осознанию того, что иногда нужно просто взять человека за руку, и это будет ценнее тысячи слов. Возможно, к осознанию того, что мужчина ничем не отличается от женщины, и освободиться от стереотипов, получить понимание и поддержку нужно всем.
Эта книга – о юношеском максимализме, о вере и патриотизме, о несостоявшемся диалоге, об одиночестве, о невозможности рассказать миру о себе, о несоответствии ожиданий реальности. Да, Лиза все-таки заставила мир посмотреть на себя, но заставила ли увидеть то, что видела сама? И какой ценой она это сделала?
Посмотрите на эту книгу, ее определенно стоит прочитать.
Павел Басинский. «Посмотрите на меня»
Замечательная книга — умная, трогательная, с лихо закрученной интригой. Документальный роман о трагической судьбе русской барышни, авторе «Дневника русской женщине» Елизавете Дьяконовой, вызывает куда больше переживаний, чем попытки многих участников лонг-листа написать «о любви», «страдании», «жизни» и т. д. Впрочем, «Посмотрите на меня» не исчерпывается биографией и анализом рассуждений Лизы Дьяконовой — это блестяще (главное, без всякого наукообразия) написанная история женского вопроса в России. Борьба за право на высшее образования — как на уровне государства в целом, так и каждой отдельной семьи. Стремление русских барышень к личной и финансовой независимости, попытки преодолеть стереотипы мужского и женского поведения. Просто желание женщин добиться уважения и равноправия. Этот пласт книги не менее увлекателен, чем собственно расследование тайны жизни и смерти Лизы. Но очень грустно читать про героических русских женщин в наше время: двухтысячные принесли большинству молодых россиянок разве что стремления «найти хорошего мужчину», приобретать модные шмотки на распродажах, вкладывать деньги и силы в глянцевые стандарты собственной внешности… Ну а образование, уважение и личная свобода утонули в пучине интернет-форумов вроде «овуляшек. ру», «сударыня», «красотуля» и т. д. Ну и в инстаграме, конечно же. Лиза умерла, и дело ее, кажется, тоже.
КТО УБИЛ ЛИЗУ ДЬЯКОНОВУ?
Жизнь бывает так изобретательно несправедлива и жестока со своими персонажам, что не придумать ни одному писателю. Но все же трудно было предположить, что в этом сезоне «Национального бестселлера» луна окончательно налетит на земную ось, и книги раздела нон-фикшн окажутся в таком весомом преимуществе в сравнении с художественной прозой.
Впрочем, наше синтетическое время размывает жанровые водоразделы, публицистика все чаще маскируется под роман, а историческое архивное исследование захватывает воображение почище иного детектива. Особенно если автор этого исследования обладает легким пером и камертоном правды. И, конечно, верным слухом, который помогает расслышать эхо отдаленных общественных бурь, шорох движения тектонических плит истории, негромкий голос человека в милионной толпе.
Павел Басинский, известный широкому кругу читателей прежде всего как исследователь жизни и мировоззрения Льва Толстого, относится к тому немногочисленному отряду историков и публицистов, которым удается облечь итог кропотливой архивной работы в художественное повествование с завязкой, кульминацией и развязкой, с крепкой интригой и особым поэтическим взглядом на мир. Книга, о которой идет речь сегодня — вполне объяснимый шаг в сторону от Толстого к системе мировоззрений, которая у «великого писателя земли русской» вызывала последовательное неприятие.
«Памяти русского феминизма» — подзаголовок этой истории, которая начинается как исторический роман и заканчивается как детектив. Как водится в романах, автор случайно открывает дневник давно умершей девушки, увлекается ее судьбой, пытается узнать как можно больше о ней, ее окружении, привычках, взглядах. Как брошенный в воду камень, дневник Лизы Дьяконовой производит расходящиеся круги в пространстве истории. Он захватывает все больше тем. Воспитание в купеческих семьях конца XIX века, жизнь в провинции и столицах, женское образование, книги домашней библиотеки, студенческие выступления, основы брачного законодательства, моды, путешествия, любовные отношения.
Постепенно перерастая в энциклопедию русской жизни, книга дает по-настоящему объемную картину эпохи с бурлением всех мировых идей и тенденций в котле отечественной прогрессивной мысли. «Русская душою» Лиза Дьяконова сформирована той же средой, из которой вышли Ахматова и Цветаева, Лариса Рейснер и Александра Коллонтай. Теми же идеями, которые так раздражали Толстого, но затем воодушевили тысячи женщин на активное участие в Февральской революции 17-ого года.
Но при всей широте диарамы, кристаллом преломления этих лучей на протяжении повествоания остается одна несчастливая женская судьба. У Басинского можно поучиться умению держать интригу до последних страниц. Здесь автор дает волю художественной интерпретации, рисуя картины швейцарской природы, на фоне которой разыгралась трагедия гибели героини. Штрихами, полунамеками он прочерчивает две альтернативные версии смерти Лизы Дьяконовой. Эта игра полутонов отсылает к Чехову, Сомерсету Моэму, Генри Джеймсу.
Но есть и странные, почти мистические сопряжения истории Лизы Дьяконовой с сюжетом сериала «Твин Пикс», где загадочная смерть Лоры Палмер, обыкновенной студентки колледжа, словно скальпелем вскрывает паталогии, нарывы и обветшалую систему мифов американского общества. Так и в судьбе Лизы Дьяконовой, словно в капле воды, отражается течение русской истории.
«Однажды я понял, почему так долго и маниакально перечитывал дневник Елизаветы Дьяконовой. Разгадка последнего и самого загадочного поступка ее жизни спрятана в нем. И там же — ответ на главный вопрос.
P.S. Все цитируемые в книге документы подлинные и взяты мною из “Архива Дьяконовой Елизаветы Александровны”, бережно собранного ее братом. Все, что я могу сделать для его памяти, это принести ему сердечную благодарность за этот бесценный архив, который больше полувека пролежал в рукописном отделе РГБ и, к сожалению, так и не нашел настоящего исследователя». Но спустя полвека этот исследователь все же появился.
Павел Басинский. Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой
О достоинствах книги Павла Басинского другие рецензенты сказали, кажется, всё. Ни в коем случае не буду возражать. Это умно, познавательно, расширяет представления об эпохе рубежа XIX–XX веков, о настроениях, нравах, женской участи и женском движении в России. Почему именно Елизавета Дьяконова так завладела воображением автора и стала для него своеобразным окном в ту эпоху – об этом, наверное, спрашивать глупо. Можно было бы подталкивать к нему более приятных девушек со словами «Да посмотрите вы на них!» Но, во- первых, сердцу не прикажешь. То, почему мужчина выбирает ту или иную женщину, всегда остается в известной степени загадкой даже для него самого. Во-вторых, Басинский рассказывает и о других женщинах, судьбы которых могли теоретически стать вариантами судьбы его героини. О многих из них хотелось бы узнать поподробнее (о той же Ольге Добиаш-Рождественской, с которой Дьяконова училась на Бестужевских курсах), но не всем так повезло с биографом.
И не все оставили после себя дневники. Автор то и дело оговаривается, что непонятно, всему ли можно верить из того, что Елизавета пишет в своём дневнике, особенно в его парижской части. Да и дневник ли это, собственно, в его традиционном виде или уже роман. По моим ощущениям, беллетристики в этом тексте чем дальше, тем больше. Что, конечно, не значит, что его создательница не говорит и не проговаривается в нём о себе. Читать фрагменты этого дневника, которые приведены в книге, очень грустно. Прожить 28 лет и не увидеть в этом мире ничего, кроме себя и своего несчастья. И не найти другого способа обратить на себя внимание… А если это действительно было вот такое театрализованное самоубийство (как считает Басинский) – ещё и погубить свою душу.
Автор книги во вступлении интригует читателя вопросом, на который обещает дать ответ в конце: «Почему она была голой?» Но честное слово, не надо читать книгу целиком, чтобы понять это. Потому что девушка, к великому несчастью, была нездорова – и не в том смысле, что у неё были слегка расшатаны нервы. Не буду утверждать, что подступающее безумие (и собственный ужас перед безумием) объясняет все её действия и высказывания, отношения с близкими и дальними, отчаянную борьбу за свои права, несчастливую любовь. Не объясняет, но совершенно бесспорно окрашивает. Лизу Дьяконову по- человечески очень жаль. Но лучшее, что мы могли бы для неё сделать – это помолиться и не тревожить её память.
Что уже, конечно, невозможно. Ведь она уже стала символом несостоявшегося русского феминизма, героиней романа, культурным феноменом. И кем бы она там ни была при жизни, в своём времени, а в нашем времени она выглядит вполне органично. Начиная с её спорной на тот момент красоты и худобы и заканчивая вот этой безуминкой, без которой ты сегодня вообще никому не интересен. Каждый второй (в лучшем случае) человек в соцсетях одержим, как Лиза Дьяконова 100 лет назад, этой жаждой внимания: «Посмотрите на меня!» Мы ненавидим смерть и заворожены ею, окружаем ее символами и ритуалами, думаем, что сумеем, если хорошенько постараемся, умереть красиво. Мы смотрим и смотрим на неё, не можем отвести взгляд. Может быть, потому что только в её устрашающем присутствии мы чувствуем себя живыми?
ДЕВИЧИЙ МИР: ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Павел Басинский – один из немногих отечественных мастеров документального исторического повествования, способный говорить с широкой аудиторией не упрощая свой предмет до ее понимания, но, напротив, научая смотреть и понимать, видеть то, что ранее оставалось незамеченным.
Его движение к новой книге заметно, мне представляется, уже по меньшей мере в двух предшествующих – «Святой против Льва» (2013) и «Лев в тени Льва» (2015), первая из которых была посвящена вражде Иоанна Кронштадтского со Львом Толстым, а вторая – биографии сына Льва Толстого, Льва Львовича. Оба раза в центре повествования оказывались сравнительно малоизвестные сюжеты – более того, в «Святом против Льва» ключевой фигурой стал не Толстой, но Иоанн Кронштадтский, показанный так, что делался понятен и интересен публике, весьма далекой и от церковного благочестия, и вообще с предубеждением относящейся ко всем такого рода сюжетам. Священник представал не только интересен, но логика его поведения, его мотивы и стремления делались заслуживающими уважения независимо от того, принимал или отвергал их читатель.
В обоих упомянутых ранее текстах Басинскому помогала возможность «опереться» на общеизвестную фигуру – отталкиваться от Толстого, через него подходить к читателю, побуждать его сделать первый шаг на встречу в силу «занимательности», «любопытности» сюжета: вражды со «святым нашего времени» или сложных отношений с сыном. Но Басинский вполне последовательно движется от «наличной занимательности», от повествования о тех, кто сам по себе уже вызывает интерес – от Толстого, от Горького – к тому, чтобы показывать, вскрывать занимательность сюжетов или персонажей, самих по себе неизвестных или относящихся не просто к забытому, а заслуженно забытому прошлому: «эти истории некогда были любопытны», но их время прошло.
В жизни Елизаветы Дьяконовой ровно два ярких обстоятельства – это ее известный дневник, опубликованный посмертно, и ее смерть – точнее, самоубийство. Опытный рассказчик, Басинский и то, и другое предъявляет читателю сразу – соблазняя интригой, повествованием о загадочной смерти – вновь и вновь возвращаясь к мертвой нагой девушке, найденной на уступе водопада в австрийском Тироле. Но внешняя интрига – лишь приманка. На деле разворачивается плотное и вдумчивое, построенное на материалах архива Дьяконовой, хранящегося в РГБ, повествование о мире русской образованной девушки конца XIX – первых лет XX века, о женском образовании, о том, как выглядели сценарии любви в это время, как был устроен эмоциональный мир и как он менялся. История Дьяконовой оказывается одновременно и историей одной жизни – весьма необычной, историей уникального человека – уже по одному этому заслуживающего интереса – и в то же время рассказом о русской эмансипации, о стремительных изменениях, происходивших в эти годы в русском обществе – о котором само оно знало не очень много и потому для него и оказался столь интересен и волнующ «Дневник»: поденные записи о жизни, с которой тогдашние читатели легко могли соотнести себя самих. Теперь Басинский написал замечательный комментарий к этому «Дневнику», путеводитель, позволяющий представить и понять ушедшие реалии – и тем самым вновь сделать живыми образы прошлого.
Павел Басинский. «Посмотрите на меня»
Новая книга Павла Басинского, автора «Бегства из рая» и «Святого против Льва», имеет многоступенчатое название: «Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой. Невыдуманный роман». Да еще и необыкновенное посвящение: «памяти русского феминизма» и развернутый эпиграф из Пушкина.
Столь сложная конструкция, вероятно, понадобилась автору для того, чтобы объяснить себе и читателю, зачем он вообще взялся писать отдельную книгу о много что обещавшей (в частности – собиравшейся стать первой в России женщиной-юристом), но ни в чем не реализовавшейся девице? Трудно, право, считать литературной сенсацией опубликованный посмертно «Дневник русской женщины», появившийся в расцвет Серебряного века и получивший какую-то известность только благодаря тому, что был привечен его парадоксальными звездами, такими, как Розанов.
Прославилась она в смерти. И даже не в самом факте, весьма прискорбном, прекращения жизни в возрасте неполных 28 лет («клуб 27», ага), а в обстоятельствах, которые нельзя назвать иначе, кроме как «скандальными»: ее тело было обнаружено в тирольских горах, рядом с отелем, в бочажке под водопадом – причем абсолютно голым. А ее одежда – аккуратно сложенной над этим водопадом.
Что это было? Самоубийство, нечастный случай, убийство? Если убийство – на сексуальной почве или ограбление? Как в случае с перевалом Дятлова, ни одна из версий не объясняет все известные факты полностью, обязательно возникает какая-то несостыковка.
Она-то и высекает у автора романический интерес. Во имя которого Басинский изучил все имеющиеся документы, опубликованные и архивные, восстановил «внешнюю» и психологическую биографию несчастной Лизы – не очень здоровой, не очень уравновешенной, и уж точно совсем не счастливой. И преподнес нам ее в виде своей авторской книги, а не в виде комментария к дневникам.
По его собственному признанию, то, что его больше всего поразило – это не извивы, довольно банальные, надо сказать, биографии конкретной купеческой дочери, а состояние «женского вопроса» в России того времени как таковое – мало в чем ушедшее от его состояния сто- и двухсотлетней давности. Да, Пётр I выгнал женщин на ассамблеи, но не дал им возможности ни получать высшее образование, ни распоряжаться имуществом.
Словом, посвящение «памяти русского феминизма» книга Басинского отрабатывает вполне; а как насчет собственно литературы?
Начинает автор так:
«В любом случае женские дневники — это особого рода литература. Они сильно отличаются от дневников, написанных мужчинами. Женский дневник — это всегда куда более индивидуальный “случай”, нежели мужской дневник. Возможно, это происходит потому, что женский дневник отличается двойной рефлексией. Автор дневника по определению мужчина, так же, как сам дневник — мужского рода. Другое дело — записки. Они кокетливо прячут свой женский род во множественном числе. Дневник — серьезен и благороден. Записки — болтливы и необязательны. Записки — личное дело, а с дневником возникают определенные “отношения”. Дневник — это “друг”, “спутник”, на худой конец — “приятель”. Но не “подруга” и не “приятельница”. Это — “он”, с кем делишься самым сокровенным».
Как видим, очень тонко и даже прихотливо.
Мало того: автор всё время сам себя как бы цензурирует: «Не будем приводить письмо полностью. Оно слишком интимное и откровенное. Понимающий — поймет!». И ниже: «И все дальнейшее письмо — крик раненой души, где опять встречаются такие подробности, которые нельзя тиражировать». Подозреваю, что всё эти умолчания – не от деликатности, а оттого, что собственно, писать-то особо нечего: «жизнь и судьба» Лизы Дьяконовй – это не «жизнь и судьба» Льва Толстого и даже не его сына Льва Львовича, десятилетиями мучительно боровшегося с исполином – собственным отцом.
И даже такому опытному сочинителю, как Павел Басинский, эту скудность человеческого материала (а роман-то непридуманный) восполнить не удается.
«Нет, ты посмотри на неё!»
Павел Басинский пишет, что читал дневник Лизы Дьяконовой как авантюрно-приключенческий роман, но в его пересказе слушатели неизменно скучали, пока не узнавали загадочные обстоятельства смерти девушки. Она пошла на прогулку одна в Тирольские горы и пропала. Лишь через месяц её абсолютно голое тело (вещи были аккуратно собраны в узел и лежали недалеко под деревом) местный пастух нашёл в русле водопада. Основной вопрос: самоубийство или несчастный случай (я, кажется, единственная думаю на пастуха)? Автор говорит: за мной, друзья, я всё понял! Прочитав 10 раз её дневники и закопавшись в семейный архив, составленный разругавшимся с Лизой братом.
Я дневники Дьяконовой не читала. Но Павел Басинский обильно цитирует первоисточник, чтобы дать подробное представление, с чем мы имеем дело. И я думаю, делает это весьма объективно. Но, если совсем коротко, то публикация дневника Лизы слегка отдаёт спекуляцией на её смерти. Посмотрим правде в глаза,если бы не странная гибель, кому были бы нужны её нервные, наполовину, кажется, вообще выдуманные записки?
Да, Лиза — натура дерзновенная и пытавшаяся изо всех сил доказать миру, что таких, как она, нет. Вы ещё обо мне услышите! Я вам покажу!
И что в итоге покажет Лиза? Всю жизнь дочь богатого купца будет из кожи вон лезть,утверждая, что она не хочет замуж, что она создана для великих свершений. Затем влюбляется в самого «плохолежащего» психиатра и в третьей и последней полувымышленной части дневника по нему сохнет, напрочь забыв о том, что ей удалось поступить в Сорбонну и учиться на юриста! Беспрецендетно для России — в то время женщинам там такое не разрешали.
Лиза отнюдь не является обещанной нам прото-феминисткой. Нет, она скорее похожа на типичного «левака-хаота», только и стремящегося отколоться, потому что в любой гражданской активности ему вечно всё не нравится и он всегда найдёт, к чему придраться и публично это всё яростно раскритиковать. Никак не проявив себя на Бестужевских курсах и в период крупных студенческих волнений, не завязав отношений с огромным количеством известных общественных деятельниц, учившихся с ней, она и на встрече с французскими суфражистками придумывает, почему они плохие. Ведь женщина, которая оплачивает жильё молодым девушкам, чтобы они не работали проститутками, и дающая деньги на печать главной феминистской газеты, берёт их у своего любовника. Фи, какие все вокруг опять недостойные. Она-то Лиза Дьяконова всем покажет. Только посмотрите на неё!
В сухом остатке — нервная, запутавшаяся, бесконечно одинокая, так толком ничего не понявшая и не добившаяся девочка. Она пыталась разобраться, но бесконечные проблемы со здоровьем, угнетавшие отношения с матерью, путаница в желаниях и чувствах с мужчинами не дали ей, кажется, ни одного шанса сделать что-нибудь стоящее. Да, она отдалённо пересекалась с разными неординарными личностями. И это как раз самое интересное, что есть в книге. Как она не доехала до Толстого и не попала на приём к светилу психиатрии в Париже. Басинский много и подробно рассказывает о судьбах сильных и вдохновляющих современников героини, знакомых с ней через одно-два рукопожатия. Но, к сожалению, лизина судьба не примечательна совершенно ничем. Да мало ли было девушек, думающих о несправделивости в отношении женщин на пороге революций? Только не всех их находили голыми в горах после недельных поисков. Вот такая тайна. Такой кликбейт начала двадцатого века.