Дмитрий Глуховский. «Текст»

Среди литературных новинок года роман «Текст» стал ярким событием, показавшим, что его автор преодолел границы жанра социальной фантастики и вошел в ряды мастеров современной прозы. Жанр романа можно определить, как психологический триллер, при этом произведение обладает всеми качествами высокой литературы – сюжет филигранно выстроен, образы героев многомерны, авторский стиль изложения выразителен. Важно, что Дмитрий Глуховский, решившись впервые обратиться к психологической прозе, продолжает говорить на одном языке с молодой аудиторией и говорить о том, что для нее важно и актуально.

Сюжет романа «Текст» многомерен: здесь можно обнаружить и криминальную драму, и саспенс, и сложные отношения отцов и детей, мужчин и женщин, и современные социальные проблемы. Из драмы одного «маленького» человека складывается многоцветная мозаика современного общества с его противоречиями, явными и скрытыми проблемами и парадоксами.

Читательская аудитория и литературная критика чрезвычайно благожелательно приняла эту книгу и новое амплуа автора самого известного постапокалиптического сериала в современной литературе. Благодаря роману «Текст» Дмитрий Глуховский вошел в мир «большой литературы» и совершенно заслуженно может претендовать на звание лауреата авторитетной литературной премии.

Мария Сергеева

Рецензии

Артем Рондарев

Дмитрий Глуховский. «Текст»

Новая книга Глуховского, всем известного по серии «Метро». Поскольку этот роман (опять) остросюжетный, я, дабы никому не портить удовольствия, сообщу только его экспозицию — здесь рассказывается о бывшем студенте МГУ, который, отсидев семь лет по облыжному наркотическому обвинению, возвращается в Москву и выясняет, что никому тут не нужен, зато человек, который ему наркотики подкинул – живет полной жизнью, развлекается и даже постит фоточки Вконтакте, — и далее перейду к более общим рассуждениям. На всякий случай, однако, сразу дисклаймер: название романа «Текст», разумеется, тотчас вступает в перформативный конфликт с необходимостью произносить в рецензии слово «текст»; поэтому спешу заверить, что никакой литературной игры, употребляя здесь слово «текст», я не веду и вести не пытаюсь.

Строго говоря, во всех практически своих книгах Глуховский пользуется одним и тем же стереотипным творческим методом: он берет сильнодействующего героя, поселяется в его голове и оттуда производит, собственно, текст, что позволяет ему легитимным образом использовать разговорную речь, лишенную какой-либо литературной регулярности. Метод этот всем нам хорошо известен — он является основным методом нашей фантастики и – шире – излюбленным графоманским подходом, так как избавляет автора от угрозы быть обвиненным в косноязычии: это, мол, не я так пишу, это герой так думает, можно подумать, вы думаете лучше. Защита эта, однако, не такая уж надежная, какой кажется на первый взгляд, так как сводит всю проблематику литературного текста к довольно рабскому «правдоподобию»: никакой, кроме «зато как в жизни», эпистемологии за этим не стоит. Одно это уже вызывает определенные нарекания, однако Глуховский здесь не останавливается: помимо просторечной рефлексии, его герой наделен определенной импрессионистической впечатлительностью, позволяющей его создателю снабжать книгу пространными описаниями окружающего мира, опосредованными восприятием и речевой привычкой персонажа, что в результате рождает непропорциональное количество текста, посвященного художественной фиксации антуража происходящего (книга, например, открывается десятистраничным описанием путешествия героя от вокзала до дома).

«Художественность» эта, однако, по большей части вымышленная, так как текст Глуховскго изобилует речевыми клише, характерными для советской «журнальной» прозы. Особенностями этих клише является их экономность, восходящая к представлению о традиции: в рамках традиции не надо ничего описывать, нужно просто дать ссылку на общепринятое описание; это позволяет не тратить силы. В итоге из клише составляется словарь регулятивных эпитетов, с помощью которого мир показывается таким, каков он должен быть согласно мнению сотен писателей с удостоверениями. Да, разумеется, это лучше, чем не видеть мира вовсе, но вряд ли это можно внести в число достижений Глуховского как автора: он выступает в данном случае в роли арендатора. Более того, иногда текст, в силу авторской попытки совместить достоинства наглядности, предоставляемые клишированным языком, с преимуществами авторской речи, делается откровенно самопародиен: «А в ночную смену — угар, тщеславие и половые гормоны» или «Надежда идиотская, дерзкая — пухла в нем, набиралась соков».

Не лучше дело обстоит здесь и с «реалиями», без которых у нас не обходится ни один роман «с идей»: как известно еще из Эдгара По, наивный человек, желая что-либо скрыть, именно в том месте, где он скрывает, начнет частить и суетиться. Именно это и происходит у Глуховского – все его приметы времени натыканы так густо, что за этим сразу подозреваешь обман или идеологию, то есть – разновидность обмана. Герой, приезжая домой, первым делом на стене видит надписи «Крым наш, Обама чмо, 14/88»; странно, что нет свастики и серпа с молотом. Неизбежный ученый таксист (наиболее мифологизированная инстанция познания наших дней) произносит следующий монолог: «— А знаешь, зачем пиндосам Украина? — фоном работал таксист. — Потому что у них Йеллоустон рванет не сегодня- завтра. По всем прогнозам. Они, конечно, по телеку своему об этом не говорят, чтобы панику не вызывать. Но готовятся. И вот их этот Госдеп спонсирует фашистов на Майдане, чтобы те передали им своих хохлов тепленькими. Примут их, дебилов, в НАТО, введут танки и авианосцы свои, потом генным оружием их хуяк, и пизда им всем. А там — колонистов пришлют и освоят их целину. Знают, что Путин к себе их не пустит нипочем, потому что он всех их Ротшильдов на хую вертел». Подобная гиперболизация (равно как и макароническое соединение канцеляризмов с просторечными эпитетами) уместны в ироническом тексте; Глуховский, однако, – писатель убийственно серьезный: в итоге вместо гиперболы возникает автопародия.

Наконец (я бы даже сказал – в результате) художественный взгляд Глуховского отличает заметная и очень типическая сентиментальность, прочно увязанная с компульсивной и в этой компульсивности безошибочно инфантильной сексуальностью (как говорил герой-подросток одного сериала «Я думаю о сексе, даже когда на линолеум смотрю»). Девушки у него постоянно носят зимой колготки, мерзнут в них, бегут стайками и вообще они трогательные, особенно когда не надевают «лиф» (прошу прощения, так в книге), их так и хочется защитить и «предназначение» их в этой системе описания вполне понятно. Для примера: «Точеная девчонка, каштановые волосы дерзким каре, круглые очки со стекляшками вместо линз, пальто нарочито великое, будто парус на ветру. Красивая, юная. Кажется непорченой какой-то». Эта вот постоянная ссылка на сексуальный подтекст межполовой коммуникации, настоящей ли, воображаемой, заметная по слову «непорченая» (или вот так: «Илье вот приходилось все в себе держать: Веру нагую в солнечном луче»), заставляет ждать, когда же в текст въедут неизбежные «трусики» – и они-таки въезжают: «Он дернул с нее вниз трусики- нитки…» При этом с себя герой снимает, понятно, «трусы», «трусики» — это то, что у феминисток называется male gaze, когда мужское влечение основывается на интерпретации женщины как инстанции сугубо «не-мужского», причем содержанием сексуальной игры здесь является самодостаточная максимизация этой межгендерной дистанции даже на лексическом уровне. Само по себе это вполне нормально (наверное), беда в том, что подобные практики (оставляя в стороне их властные импликации), будучи попыткой распалить воображение, рождают на свет уникальный регламентирующий и акустически, равно как и семантически внешний по отношению к повседневности язык сексуального, смысл и содержание которого описываются словом «смакование»: и именно этим языком Глуховский в книге прилежно изъясняется, когда заходит речь о каких бы то ни было половых вопросах.

Ладно, ок, «непорченую» мы можем списать на то, что это взгляд человека, семь лет проведшего на зоне: проблема в том, что мы все в книге можем списать ровно на это, в силу чего делается непонятным, для чего нам знать еще какие-то детали биографии героя — никакого психологического измерения (что бы это ни значило) они тут не добавляют. Нам, например, известно, что до посадки герой учился на филфаке, а вот чего в нем нет вообще – так это филфака; опять-таки, тюрьма, наверное, сильно меняет людей, но вопрос, зачем нам знать про филфак, это все-таки не снимает. Герой книги Глуховского говорит и мыслит так, как, согласно представлениям московско-питерской интеллигенции, должен говорить и мыслить зэк или мент, и ничего нет удивительного в том, что, по сообщению википедии, Глуховский давал читать свою книгу бывшим зэкам и один из них сказал, что «это прям как про него»: Глуховский выступает тут в роли классического просвещенного колониального сахиба, обучающего туземцев говорить на их собственном языке, — так, разумеется, как он этот язык понимает.

Собственно говоря, именно в силу этого – а также по причине наличия заметного желания убедить читателя в эмоциональной честности мотиваций как автора, так и героя, — роман «Текст» начинает напоминать в какой-то момент пространную песню в жанре «русский шансон», так как обладает всеми его квалифицирующими признаками: здесь есть сентиментальность, «мама», продажные менты и герой, который волею судьбы попал на кривую дорожку, будучи виноват только в том, что он настоящий мужик и вступился за эту хрупкую, бегающую стайкой инстанцию сексуального под названием «моя девушка». И в итоге в результате торопливого напластования различных языковых и идеологических (по большей части клишированных) структур предсказуемо получается очень статичная, с постоянными покушениями на психологизм описания книга, которая пытается защититься от критики читателя апелляцией к его сентиментальности, а также набором трюков, направленных, собственно, ровно на то же самое – на защиту от претензий: одним из этих трюков является и название романа, как бы ссылающееся на то, что не стоит ждать от книги увлекательного действия, она не про действие, она про описание действия (что, собственно, подтверждено и сюжетно). В принципе, это мог бы быть достойный аргумент, если бы книга Глуховского дала бы хоть какой-то текст, способный претендовать на заглавную букву, или хотя бы какую-нибудь игру с текстом, какую-нибудь гипер-, мета- или еще какую-то текстуальность: но в данном случае ощущение, что читатель остается на руках с голой перформативностью, которой ему и следует утешаться. Ведь он читал что? текст. О чем был этот текст? О тексте. Значит, все честно, все без обмана.

Анастасия Завозова

Дмитрий Глуховский. «Текст»

С одной стороны, роман Глуховского, при всей его сцепленности с настоящим, которое проносится мимо экранов наших смартфонов как какое-нибудь Бологое, читается как своего рода роман о попаданце. Ну, или, если хотите, современном Рипе Ван Винкле, который уснул на семь лет в зачарованном (в нашем случае – разочарованном) краю, а проснулся уже в совсем другой реальности, где подлинную, полнокровную жизнь постепенно вытеснил текст, менеджер-пиджин захватил человеческую речь, а эмодзи вкрались на место эмоций. И вот наш герой стоит посреди всего этого буйства текста и пытается как-то управиться с новым миром, где смартфон берет на себя роль Всевидящего Ока, чтобы разъединить всех людей и лишить их воли, а букварь и выход в интернет взяли на себя роль мифриловой кольчужки.

Илья, наш герой, буквально по сказочным законам, сточивший семь железных хлебов в тюрьме, выходит в новую реальность, убивает заточившего его туда темного властелина и забирает его всевидящее око – смартфон последней модели. Затем в течение нескольких горячечных дней он при помощи смартфона постигает мир, влюбляется, проникает в прошлое своего врага и вовсю эпистолярничает с прекрасной дамой. Его новая Элоиза, как и положено героине эпистолярного романа, слишком умна, слишком красива и слишком эльф, но такова новая реальность: вместо морока здесь фильтры для инстаграма. Роман заканчивается, как и положено настоящей сказке: главный герой, чтобы не попасть окончательно под власть злого артефакта, выбрасывает его в пропасть, а сам жертвует своей жизнью ради прекрасной дамы.

Вообще, если бы таких романов, как «Текст» у нас было бы много, как и положено вообще-то здоровой, упитанной литературе, насосавшейся до темноты предыдущей сюжетной традиции, к «Тексту» можно было предъявить кучу претензий. И сгущенный жанр разговоров с таксистом, который уже порядком поднадоел в фейсбуке, и излишняя «бурливость» стиля, который немножко ошалел от собственного обилия стилистических возможностей, и попытки совместить в одной точке крими-драму, современный комментарий и бывшенький эпистолярный сюжет сразу со всеми актантными схемами Греймаса. Но, будем честны, Глуховский в «Тексте» делает то, чего не делает у нас пока почти никто: смотрит вперед и не боится ошибаться. Конечно, «Текст» во многом сделан из того, что уже было, но было не у нас. И пока большая часть современной литературы спешно дожевывает двадцатый век, давится непрожитой травмой и раскулачивает саму себя до последней сюжетной нитки, «Текст», при всей его дичайшей смеси фантастического с сегодняшним, выглядит не просто свежим, а удивительно нужным.

Олег Демидов

ТЕКСТ КАК ТЕКСТ

Как я уже писал для «Rara Avis», Глуховский в рамках собственного творческого пути делает гигантский шаг (уходит из полумаргинальной фантастики в серьёзную реалистическую литературу), но это не имеет никакого значения для культуры. Это ещё один расхваливаемый роман. Когда за дело берутся глянцевые критики и составители обзоров книжных новинок, необходимо делить все их восторженные воскрики на десять – как минимум.

Глуховский берёт ряд расхожих сюжетных линий – из Достоевского, Вен. Ерофеева и Прилепина – и помещает их в либеральный дискурс: “половина страны сидит – половина стережёт”, “в крупных столичных отелях класса «люкс» расположился кадыровский спецназ для зачисток несогласных”, “каждого могут подсадить не за что – всего лишь подбросив наркотики”, “жизнь за МКАДом превращается в ад”, “менты – суки” (тут даже главный “злодей” так и зовётся – Сука) и т.д.

Автор работает с одним постмодернистским приёмом – буквализация метафоры. На этом хорошо играли Сорокин, Пелевин и Елизаров. На этом пытается играть Глуховский. Он берёт филологическую аксиому (весь мир – текст) и выстраивает из неё ходульный роман.

Читается, правда, легко. У Глуховского лёгкая рука. Что есть, то есть. Но по окончании чтения не покидает чувство гадливости. Опять политика, опять все эти кухонные философские суждения, опять менты мутят тёмные дела. Какой-то чудак успел назвать «Текст» антиутопией. Бред. Текст как текст. Ничего особенного. Дать прочесть людям своего круга – они, попавшись во все ямы либерального дискурса, порукоплещут. Успех, головокружение, открывайте шампанское.

А как всё уляжется – автор выйдет на улицу, протрезвеет и поймёт, что это провал.

Михаил Визель

Всего лишь «Текст»

Рецензия для сайта ГодЛитературы.РФ гласила:

Выход небольшого (318 разреженных страниц) романа Дмитрия Глуховского под нарочито стертым, нейтральным названием «Текст», сопроводился не то чтобы «небывалым», но, прямо скажем, заметным ажиотажем.
Впрочем, и неудивительно: один из самых известных современных российских фантастов, корифей (несмотря на молодость, к нему это слово вполне применимо) жанровой литературы, создатель долгоживущего, способного к вегетативному, на манер кактуса, размножению и коммерчески чрезвычайного успешногопроекта «Метро» давно мечтает стать «настоящим» писателем: выпускает «серьезные» рассказы втолстых литературных журналах, участвует в альманахах вместе с мэтрами «премиальной прозы». И вот наконец его полноценный дебют в жанре сурового реализма. Выпущенный, заметим сразу, внушительным для современной «серьезной» прозы 45-тысячным тиражом.
О чем эта книга? Главный герой, 27-летний Илья, выходит из тюрьмы с одной мыслью: отомстить одному конкретному наркополицейскому, который его в эту тюрьму безо всякой вины засадил на долгие семь лет и которого он называет просто Сука. Автор быстро, в первой же главе, расчищает герою площадку, убирая с нее второстепенных героев вроде бывшей девушки, из-за которой герой, собственно, и сел, и матери, к которой он возвращается, чтобы тот смог сполна насладиться своей местью.

Фабула не нова — см. «Убить Билла», опирающегося в свою очередь чуть ли не на античный архетип, так что само по себе это недостатком не является. И к тому же технократ Глуховский находит в древней фабуле о «сладкой мести» новый современный поворот. Главным, можно сказать, провиденциальным инструментом этой мести, орудием рока, становится навороченный айфон Суки.

Илья оказался выключен из нормальной жизни, когда смартфоны только-только появились, а сейчас, заполучив в руки гаджет своего поверженного врага, он обнаруживает, что в этой дорогущей игрушке, оказывается, заключена, как Кощеева смерть в яйце, вся его жизнь — не только виртуальная: любовная переписка и горячие фото с девушкой в одном мессенджере, надменно-холодно-заискивающая — с родителями — в другом, видео с семейных торжеств, а главное — осторожно-недоговоренные сообщения еще в одном, гораздо менее популярном мессенджере, из которого явственно следует: известная советская поговорка «Что охраняем — то и имеем», к наркополицейским применима более, чем к кому бы то ни было.

Так что, можно сказать, не только фантаст Глуховский сделал шаг навстречу реализму, но и сама реальность сделала решительный шаг навстречу фантастике.

Автор задается вопросом: насколько полно наши гаджеты могут заменить нас самих, «занять наше место» в паутине личных, деловых и даже любовных связей? И дает пугающий ответ: гораздо полнее, чем мы можем себе представить!

Еще один решительный шаг автор сделал навстречу читателю — точнее, четко стратифицированной части читательской аудитории. Для верных подписчиков блогов Глуховского на разных площадках не составляет секрета его последовательная жесткая критика существующего в современной России порядка вещей. В этом романе она тоже выражена в полной мере.

Вот герой опаздывает на встречу, потому что застревает на перекрытом из-за проезда кортежа Кутузовском проспекте:

«Илья прошелся до конца салона: посмотреть из заднего окна, не приближается ли кортеж. В хвост троллейбусу уткнулась «скорая помощь»: немо вращала выпученными мигалками. Водитель курил с закрытыми глазами. Врач читал телефон. И во всех окружных машинах люди сидели в телефонах. У всех времени было бесконечно, им полчаса жизни справедливой податью казались».

А порою эти критические замечания по поводу конкретных вещей разрастаются до какого-то вопля Иова на гноище:

«Набрал богу. Постоял, послушал у себя в груди. Шли долгие гудки. Никто не отвечал. Связи не было. Или, может, у него тоже режим «не беспокоить» включен был. Вроде все и правильно сделал, а все равно — в ад. На земле жизнь так организована, чтобы все люди непременно в ад попадали. Особенно в России».

Если вам близки подобные пассажи и подходы, если они попадают в резонанс с вашими собственными ощущениями и «заставляют звенеть сокровенные струны души», как изъяснялись до появления смартфонов, вы проглотите небольшой роман за один присест (например, в самолете, везущем вас на европейский курорт), не обращая внимания на условный, фабульный сюжет и скупой, негнущийся язык. Если нет — не стоит и пробовать: чтение «Текста», как всегда, требует правильного контекста.

Перечитав сейчас, я понял, что мне нечего к ней добавить.

Любовь Беляцкая

Глуховский. Текст

«Текст» выполнен очень старательно. Автор наполнил его говорящими, атомосферными метафорами. Везде-то ему чудится то сукровица, то кровь. Обстановка нагнетается с самого начала нездоровая. Сюжет придуман куда уж более на злобу дня. Молодой парень возвращается с зоны в родное Подмосковье. Сидел по 228, целых семь лет, к тому же ни за что — подкинули. Мать, не дождавшись, умирает буквально за день до его приезда. Илья напивается с горя и идёт «поговорить» с подбросившим ему наркотики молодым и успешным майором ГНК (впоследствии выяснится, что и майора-то ему дали за успешную поимку нашего «особо опасного» студента- филолога). Итак, откинувшийся Илья встречает в полуотремонтированном дворе какого-то креативного кластера пьяного Петра, отводит в сторонку и убивает. Пока справедливость, вроде бы, торжествует и ничего нас в этом акте возмездия не смущает. («Графа Монте-Кристо» в третьем классе в школе всем же дарили?) Но всё, что происходит затем, можно назвать, с одной стороны, практически римейком «Преступления и наказания» в плане мучительных переживаний Ильи («тварь ли я дрожащая или не, ну а чо?») и, с другой стороны — «Идиота» в плане раздражающе нелогичного поведения героя.
Собственно, суть сюжета «Текста» в том, что на несколько дней Илья примеряет виртуальный образ Петра через похищенный у того после смерти гаджет и забирается в его пространство, становится кибер-лжеПетром. Прочитав пару экранов переписки мёртвого врага, притвориться у Ильи получается до того правдоподобно, что родная мать не может отличить сыновий «почерк», как и любовь всей его незамысловатой (мент-карьерист, сидящий на кокаине и толкающий конфискат под крылом эфэсбэ) жизни. Нет, определённо, фишку романа ухватить несложно, да и мораль сей басни тоже прозрачна. Но как же вымученно выглядит главный герой десять раз возвращающийся на место преступления и (сюрприз-сюрприз!) на этом погоревший. Герой, который влюбляется в тонкую, ранимую и прекрасную девушку убитого майора-гада (да откуда у него такая? она же не может быть умницей, но тупой и слепой одновременно!) и заставляющий её «оставить» ребёнка. Убийца, который мирит в киберпространстве убитого с отцом и матерью. Все эти необязательные вобщем-то поступки говорят скорее о его каких-то психических отклонениях, а парень ведь подавал надежды. Последние слова книги расставляют все точки над i — определённо есть люди и тексты, от которых не остаётся ничего.