Наталья Ключарева «Счастье»
Один мой знакомый был женат на хорошей женщине, которая писала романы. В силу этого он был погружен в мир женской российской прозы, активно интересовался интригами, сплетнями, материл редакторов, недолюбливал критиков… Когда закладывал за воротник, тема женской литературы у него приобретала формы фантасмагорические. Например, одну пьянку он излагал свою версию, у кого из отечественных писательниц, самые, на его взгляд, большие сиськи.
Я сам не женат на писательнице, поэтому к женской прозе отношусь без такой страсти. Там все примерно так же, как и в прозе мужской (за исключением сисек, конечно). Есть талантливые и бездарные, есть интеллектуалки и патентованные дуры, есть Дарья Донцова и, скажем, мои любимые Анна Матвеева и Татьяна Москвина. Чем отличаются книги, написанные женщинами, от книг, написанных мужчинами? Мне кажется, повышенным и обостренным вниманием к таким довольно абстрактным понятиям, как радость, любовь, счастье. Решил проверить: в livelib набрал в поисковике слово «счастье» — и вывалилось две тысячи книг с этим словом в названии. Причем большинство написаны женщинами, а из этого большинства немало наших соотечественниц. От Софьи Купряшиной до девушки, пишущей под псевдонимом Фигль- Мигль. Видимо, в коллективном универсуме пишущих россиянок ощущается сильная нехватка счастья, что и транслируется ими через книги. Счастье не как эмоциональная категория, а как симптом социального благополучия или жизненного успеха.
Вот и новый роман Натальи Ключаревой – тоже про «Счастье», с веселенькой обложкой Я читал эту книгу еще в прошлом году, когда писал рецензию для своего блога, и спустя несколько дней начисто забыл, о чем там. Возьму на себя смелость процитировать ту рецензию: «В «Счастье» главные героини – две сестры. Одна – талантливая художница, страстный и увлечённый человек, вынужденная расходовать свой талант на изготовление дурацких рекламных плакатов. Вторая – скромная забитая девушка. Обе героини по-своему глубоко несчастны, но иногда и счастье осеняет их крылом, и каждый раз это как подарок. Художницу относит в Париж настоящий ангел, которого зовут, представьте, Скворец (почему-то российские писательницы любят переносить своих героев из унылой и серой российской действительности именно в Париж – такой символ «лучшей жизни»). Вторая встретит свою настоящую любовь, некоего Лешу, будет биться за право удочерить девочку, а после испытает счастье борьбы, когда станет активисткой гражданской акции по защите от вырубки леса. Россия – страна несчастных женщин, судя по отечественной женской прозе, и я не уверен, что прочитав книгу Натальи Ключарёвой, они станут счастливее: все-таки ангелы, Париж и борьба в жизни достаются не каждой».
Я перечитал заново роман «Счастье», потому что вспомнил, что практически одновременно с книгой Натальи Ключаревой вышло русское издание романа «Соловей» Кристины Ханны. Там тоже главные героини – две сестры. И они разные по темпераменту: одна – благовоспитанная тихоня, другая – сорванец. И тоже, каждая по- своему, ведут борьбу за счастье (в оккупированной фашистами Франции).
Так вот. Книги «Соловей» Ханны и «Счастье» Ключаревой вышли практически одновременно и стали доступны массовому российскому читателю. Роман Ханны стал международным бестселлером, и в России собрал внушительную прессу и имел хорошие продажи. Роман «Счастье» Натальи Ключаревой я, внимательно его читавший (теперь уже даже дважды) совершенно не помню через какую-то неделю. И это, пожалуй, все, что я могу сказать о шансах этой книги стать национальным бестселлером.