Ильдар Абузяров «Концерт для скрипки и ножа».
Представьте, что про премию «Национальный бестселлер» когда-нибудь снимут фильм (сценарий напишет, разумеется, Ольга Погодина-Кузмина). И там будет такой эпизод: в комнату, где сидит-закусывает Большое жюри, врывается с автоматом наперевес Ильдар Абузяров. И с криком «ааа, суки, гады» от пуза веером высказывает все, что он о них думает. Ну, как в фильме «Бесславные ублюдки» (отличное, кстати, было бы название для фильма о литературной премии).
Сценка, к слову, вполне в духе ранних абузяровских текстов. И, в общем, ему есть за что обижаться: он в третий раз участвует в «Нацбесте», но текстам его ни разу не удалось дойти до финала, а уж на новую книгу «Концерт для скрипки и ножа» и вовсе написано меньше всего рецензий. Хотя это не злой умысел, конечно, просто стечение обстоятельств. Я всегда во время сезона внимательно читаю все рецензии на сайте «Нацбеста» и давно заметил, что каждый год какой-нибудь книге выпадает быть гадким утенком – про нее мало пишут, ее не ругают и не хвалят, ее просто не замечают. Не везет. Вот в этому сезоне, так получилось, не повезло книге «Концерт для скрипки и ножа».
Мне не близко творчество Ильдара Абузярова. Года три назад я прочел (опять же работая в составе большого жюри «Нацбеста») его роман «Мутабор», и этот роман стал одним из худших читательских впечатлений. Позвольте, я цитатку из себя: «Мутабор» чудовищен как роман для чтения, но великолепен как пример для подражания: все подростки, желающие прослыть еретиками, романтиками, революционерами, фанатиками должны держать его на столе и учиться, учиться, учиться. Блестящий материал для подростковых психологов и специалистов по поведенческим девиацям. Фрейда, как говорится, в студию. Но читать Абузярова взрослым людям я бы не советовал».
Прошли годы, и вот новая книга Ильдара Абузярова – «Концерт для скрипки и ножа». Название говорящее, будет там и скрипка (музыка) и нож (убийство). В первой части несколько друзей с польскими именами (дело происходит в Белостоке) едут резать корову в честь Курбан-байрама. Во второй части описана история любви-вражды двух братьев, и как один убьет другого. В общем, радует, что Ильдар Абузяров отошел от подростковой стрельбы-беготни времен «Мутабора», и в его новой книге появились темы, скажем так, общечеловеческие: любовь, вера, музыка… Читателю легче, понятнее, и вообще – «Концерт для скрипки и ножа» мне показался уже совсем взрослым, зрелым текстом.
О музыке хочется сказать отдельно. Я недавно прочел книгу одного местного автора, он обстоятельства своей жизни закодировал какими-то актуальными для разных событий песнями. Абузяров тоже ввел в повествование музыку: «мне очень хочется сказать про музыку, которая меня переполняет и которой совсем не слышит он» ; «Вот на улице Баумана играет на аккордеоне рыжий мальчик. Раньше он меня не умилял своей смелостью — своим неумением играть и при этом своим желанием играть хорошо. Музыка, шедшая из его сердца, была полноводной рекой, а брать он умел всего несколько аккордов»; «У Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны исполнять его, встав лицом друг к другу и положив партитурный лист между собой. В процессе игры скрипачи начинают читать ноты с разных концов, чтобы встретиться в середине, а потом разбежаться вновь. Так и мы с моим братом. В детстве мы очень любили исполнять этот дуэт, потом, поссорившись, разом возненавидели его»; «Собственно, каждый из нас обладает своим звучанием и своей тональностью, обращенной к небу. Не знаю, ощущаете ли вы это?»
Это, на мой взгляд, еще далеко от мастерства, но заявка сделана хорошая. Всегда люблю читать книги, где переживания героев переданы через музыку, которую они слушают. Поверить, так сказать, хронику гармонией. Конечно, таких текстов написано немало. «Концерт для скрипки и ножа» — еще одна попытка применить такой прием. Может, не совсем совершенная, но какие его годы, Ильдара Абузярова.