Алексей Шепелев.
«Мир-село и его обитатели»

Рецензии

Наташа Романова

В рай на четвереньках

По разбитым дорогам громыхают по выбоинам фуры, вывозя последнее: выдранные трубы и бетон; школы закрываются, ДК разрушаются, интернет есть только на почте, и то за 3 года он так ни разу никому не понадобился. Засуха, пылевые вихри, выжженная химией захламленная речка, ныне разрушенный клуб, когда-то построенный прямо на сельском кладбище. Это картина современной деревни под Тамбовом и, что называется, малая родина писателя А. Шепелева: «деградация почв, эрозия, пылевой котел» – вот и весь культурный слой. На этом апокалиптическом фоне еле передвигаются потерявшие человеческий облик «сельпоманы», похожие на саранчу из ада. Местная пьяница «Лимонхва сидит на пороге у клуба… согнулась как-то – голова прям на пороге рядом лежит… спина в виде подковы изогнута, а голова на этой же ступеньке… так и йог не изогнется индийский». Все персонажи – это однотипное «деревенское отребье» – сплошь грязное, нищее, лживое, ленивое и неперывно скулящее. Никто не вызывает ни сочувствия, ни интереса, кажется, что все они уже по своим заслугам давно в аду, и разве что помогают укрепить сомнение насчет априорной ценности человеческой жизни. Тем не менее автор, выбившись в люди, чуть не со слезами умиления описывает весь этот гнусный сброд. «А здесь вокруг все свое, родное, до боли и особого сельского безмыслия, простор и запустенье… здесь каждый из моих героев – Лимонхва, Колобок, Коля Глухой, Коля Зима II иль Юрий Борисович – хоть и деревенское отребье вроде бы, чувствует себя замечательно, не рыба, не рыбак, не золотая рыбка, а столбовая таки какая-то дворянка даже, а царица земноводная!» – в восторге восклицает автор. В городе же такой свободой, по его мнению, обладает только один человек – уборщица.

Валяющиеся в колеях, лужах и по сугробам пропойцы и их поступки у А. Шепелева вызывают исключительную нежность и сентиментальность. «Такая вот сентиментальная история» произошла, например, с Лимонхвой, у которой в свое время дочку «в детдом сдали, за пьянство отняли», а она через 10 лет вернулась «просто в глаза посмотреть», перепутав родительницу с мамой автора (из-за одной фамилии). Автор добродушно похахатывает, как «теть Валя Лимонхва», увидев через 10 лет дочку, которая давно уже взрослая, «в ларек пробегая, причитая, жалилась, что «денежку просила-умоляла – хоть рубликов сто – не дали!»

Поскольку у этих образин какие-либо вменяемые черты отсутствуют, автор готов восхититься милой его сердцу особенностью, которая именуется диалектизмом «наянность». Это не что иное, как крайняя степень навязчивости, бесцеремонности, органической бестактности, привычка лезть в чужие дела, когда не просят, поучать, давать идиотские советы, переться к соседям в дом в любое время без стука, лезть во все комнаты (то есть «нырять в рыло»). Все это он называет «распахнутость и широта души», этакая «деревенская простота». Ну и, конечно же, основным свойством персонажей повести является ритуальное употребление спиртосодержащих напитков: «насчет элемента фольклорного тут довольно туго, но сохранилась, однако, одна из базовых, наверное, традиций: наливать всем самогону по стакашку всклянь, провозглашать короткие тосты «Н-ну, давайте!» и залпом опрокинуть».

Инерция умиления всякой простонародной пакостью идет еще от наших «классиков». И каждый советский человек (когда он был еще учащимся) обязан был не только осознать, но и усвоить на уровне подсознания, что это высшее проявление гуманистических устремлений нашей литературы. «Кому на Руси жить хорошо», Хори и Калинычи, Ермолаи и Гаврилы, хождение писательского барства в народ, как в зоопарк, или поверхностное наблюдение проездом, но с обязательным придыханием:

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя:
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

Окажись Борис Пастернак среди всех этих слесарей не в утренней электричке, а вечером в их пьяном рабочем районе, у него, скорее всего, остались бы совсем другие впечатления, вполне возможно, дополненные травмами различной степени тяжести. Но так то – баре, интеллигентишки, что с них взять. Не то автор А. Шепелев, позиционирующий себя как плоть от плоти всех этих отбросов, хотя как сказать. Мать работала в школе и в детском садике, отец чуть не стал (или даже стал) председателем колхоза, а сам он в 23 года уже защитил диссертацию по филологии и, как видим, даже стал писателем и, в отличие от описываемых им персонажей, еще не утратил навыки прямохождения: «давлю на дверь входную изнутри… выйти не могу… как будто собака у дверей лежит… как собака, калачиком свернулась с пьяных глаз и дрыхнет! А вечером пошел на зада, смотрю: у сеялки дрыхнет! Холодища ведь, метель, а она в рванье и сапогах резиновых дырявых, полчаса поднимал – так и пришлось самому под руку до дому дотащить!»

В любви к своей малой родине и ее обитателям нет ничего особенного, удивительного или стыдного – это чувство внутреннее и глубоко личное. Но разница между обычным человеком и писателем состоит в том, что последний, обнародуя это чувство на страницах книги, должен убедить в нем не только себя, а прежде всего, читателя. И тут уже недостаточно восторженного сюсюкания и общих штампованных слов типа «деревенский житель простоват на словах… но как правило куда смекалистей – все делает сам и даже решает… то, что называется энергетикой, у него как будто от самой близости к земле, какой-то примитивный и корневой энергообмен: солнце греет, земля, вода…» Такое впечатление, будто бы читаешь старый облезлый учебник советской литературы, чудом сохранившийся в наши дни в пачке макулатуры.

«Городское манит, как магнит, но что поделать – берут от цивилизации самое поверхностное, дрянное и дешевое, как туземцы погремушки». Трудно с этим спорить, так как это тоже давно общее место; к тому же не зависит от места жительства, а свойственно всему малокультурному населению в массовом порядке. Здесь же приводится следующий пример: вот соседский парень из Москвы в деревню, как туземец, привез drum’n’bass для оболванивания селян, что, по мнению автора, представляет угрозу для их духовности (хотя, кроме семечек, пьянства и драк эта духовность больше ни в чем не выражается). И вот, мол, вместо этого «надо бы им Кадышеву или Ваенгу с Алексеем Брянцевым». После такого предложения полемизировать с автором (в прошлом, кстати, имевшем самое прямое отношение к экспериментальной музыке) как-то расхотелось. Правда, потом он себя реабилитировал, с отвращением описав саундтрек и видеоряд деревенской маршрутки с шансоном и ситкомами «Сваты» и «Физрук».

После всего этого А. Шепелев заканчивает свое повествование на радостной оптимистичной ноте на грани идиотизма, но зато политкорректно, как настоящий писатель, любящий свой народ, а не русофоб какой-нибудь, выделяя главные черты своих односельчан, как-то: «любопытство, речетворчество, простота, неприхотливость, трудолюбие, смекалка и лукавство», – подытоживает он. Правда, тут же уточняет: «но элементы эти… с началом «нулевого» века все более и более успешно вытесняются … потребительским обществом». И теперь тут не собрать уже ни фольклора, ни даже грибов – все пропало, пересохло – из-за интернетов и гербицидов. Селяне рвутся в город, пополняя поголовье урбобыдла: чтобы залечь в ипотечной однушке на диване перед телевизором – это в их представлении и есть рай, потому что это лучше, чем валяться где-нибудь в канаве. Оставшиеся же там аборигены, утратившие человеческое обличье зомби (Лимонхва, Коля Зима), подыхают под забором.

Почти все, кто пишет про время на стыке перемен и связанное с этим оскудение ландшафта «малой родины», неизбежно впадают в противоречие. Вначале как честные авторы, граждане и наблюдатели, они описывают окружающий упадок безо всяких соплей и достаточно жестко, так, как оно и есть, но потом будто спохватываются. Идти до конца не хватает духу. Окончательно порвать с отвратительной бесперспективной реальностью автор оказывается не в состоянии. Вот не может он оставить ее, вытравить из себя навсегда и идти вперед, не оглядываясь. Здесь начинается заигрывание и заискивание, беспокойные суетливые поиски пресловутой «народной души» и ее широты (почему-то не в людях, находящих в себе силы изменять действительность вокруг себя или хотя бы не участвовать во всеобщем разложении, а в самом неприятном и паскудном контингенте), фальшивая поэтизация всяческих мерзостей «малых сих». Автор сам оказывается на месте привязанного цепью к колу телка, вынужденного ходить по одной и той же орбите (этот образ неоднократно повторяется в рецензируемой книге). «Пьяные свиные глазки, слюняво панибратство», вороватость, «я не пьяный, я не брал, какой я пьяный» – кажется, больше автору и вспомнить нечего про людей, которых он пытается расставить, как шахматные фигуры, на корявом ими же загубленном поле, но они не стоят, а валятся из-за своей легковесности и схематичности. В результате читателю вместо образов достаются только авторские эмоции: снисходительное любование («свое, родное»), граничащее с восторгом. Эскапистскую позицию автора читателю невозможно разделить именно из-за ее крайней неубедительности, в результате целостность произведения разрушается, и все оно становится похожим на растянутый на много страниц анекдот про двух червяков и родину.

Владислав Толстов

Алексей Шепелев «Мир-село и его обитатели»

Ситуация (наверняка многие обратили внимание) несколько скандальная. Писатель из Анапы Алексей Шепелев, будучи приглашн в состав номинаторов премии «Нацбест», выдвинул на участие в конкурсе книгу писателя из Анапы Алексея Шепелева. Свою то есть книгу. Наверно, никаких положений регламента премии он не нарушил, и скорее всего имел серьезные основания для того, чтобы наряду с книгами Самсонова, Козловой, Гиголашвили, Прилепина на равных боролась за звание национального бестселлера и книга «Мир-село и его обитатели».

Книга рассказывает о жителях деревни Сосновки, а также о жизни самого автора – это автобиография. Автор вспоминает своих соседей, вспоминает школьное детство, вспоминает все запомнившиеся фильмы, которые он видел в сельском клубе. Каждому соседу посвящена отдельная глава, совершенно непонятно только, почему именно эти люди привлекли его творческое внимание. Они совершенно ничем не запоминаются, один пьет, у другой смешная фамилия. О своем прошлом Алексей Шепелев пишет примерно так: «В то время газета «Комсомольская правда», вернее, её воронежская вкладка, проводила конкурс юных репортёров. Я послал заметку под названием «Проклятье клуба, построенного на костях священников». Там значилось, что новый клуб возведён на месте церковного кладбища, что когда экскаваторы рыли фундамент, доставали и разбивали о землю (ту самую разрытую глинищу) гробы, потом кости и части облачения валялись по всему центру села. «Не будет в этом клубе ничего хорошего!» — воскликнула бабка. И далее я живописал несообразности в работе ДК, имевшиеся уже в середине 1994 года. В итоге я оказался одним из победителей конкурса, это была моя первая публикация, которую мне показали уже на первом курсе университета. С ней я пришёл в кружок по журналистике».

Временами что-то промелькнет, какое-то воспоминание, смешная история (как автор с другом сидят на концерте в клубе и слушают Modern Talking – в записи, конечно). Но тут же повествование скатывается в какую-то глухую, неотредактированную и косноязычную графоманию. И я вспомнил, что мне напоминает книга А.Шепелева.

В молодости, когда я служил в редакции общественно-политической газеты, меня посадили на редакционный самотек, и мне пачками таскали разные сочинения– и прозу, и стихи. В основном их писали пенсионеры, у которых было полным-полно свободного времени, и они описывали свою жизнь, друзей, прошлое, ругали нынешнюю политику, тревожились о судьбе страны (у А.Шепелева эти мотивы также присутствуют). Я прочел, наверно, несколько сотен таких текстов, честно находил небезнадежные, предлагал авторам помочь подготовить их к публикации…Но авторы возмущались тем, что их тексты не могут идти в печать без сокращений, ругались, жаловались. В итоге из всей этой бредятины я помню сейчас одно пронзительное четверостишие забытого автора (опубликовано оно не было): «Я рос без матери, не знал отцовской ласки / на Север укатила моя мать / мне бабушка рассказывала сказки / и рано научила выпивать».

Книга А.Шепелева, номинированная А.Шепелевым на соискание премии «Национальный бестселлер» редкостное убожество как по форме, так и по содержанию. Дело даже не в бестселлере, я не представляю, кто будет читать такую книгу. Жители Сосновки – вряд ли (судя по тому, что о них написал А.Шепелев, они не очень любят чтение, предпочитая иные, более привычные формы досуга). Массовый читатель тоже вряд ли обратит на эту книгу внимание – достаточно прочесть пару абзацев, чтобы скулы свело. Вот и получается, что единственными читателями книги А.Шепелева будет сам А.Шепелев и члены Большого Жюри, которые обязаны читать все конкурсные тексты.

Меня же эта ситуация расстроила. Уважаемый А.Шепелев, у вас был такой уникальный повод дать шанс хорошей книге неизвестного автора. Вместо этого вы пропихнули в конкурс нечто убогое и нечитабельное. Надеюсь не увидеть вас более в списке номинаторов «Нацбеста», ибо кто знает, сколько еще гениальных книг у вас написано и ждет выдвижения в конкурс лучшей литературной премии страны. Извините.

Роман Сенчин

Алексей Шепелёв «Мир-село и его обитатели»

Мы с Шепелёвым литературные сверстники. Я всегда – с самого конца 90-х – уважал плоды поэтического и прозаического труда Алексея, но не любил. Понимал, его тексты полезны, важны, но читать их было тяжким трудом. Особенно трудно дался мне отличный вообще-то роман «Maxximum Exxtremum», наиболее, видимо, радикальное и по содержанию, и особенно по форме произведение.

Помнится, Захар Прилепин назвал язык этого романа «шампанским»… Я когда-то выпил за двое суток десять бутылок шампанского, с тех пор могу выпить – очень редко – фужер, от силы два. Хотя в курсе, что шампанское полезно не только для мозгов, но и для легких, пищеварения. Но – не лезет. Так и с прозой такого рода…

Я знал, что Шепелёв родился и вырос в довольно глухой деревне на Тамбовщине. Но деревенских мотивов у него было не то чтобы мало – они были, — правда, в каком-то странном преломлении. Короче говоря, в шепелёвскую деревню мне не верилось. И вот не так давно я прочитал в «Новом мире» цикл рассказов или большой очерк «Мир-село и его обитатели» и даже не поверил, что это написал тот самый радикал- радикал и формы и содержания, авангардист и прочее Алексей Шепелёв. Так по- хорошему безыскусно, внешне просто, так живо, тонко, с каждым словом на своем месте.

Я тогда собирался написать отклик на этот текст, но, каюсь, так и не собрался. Теперь вот могу поблагодарить автора за «Мир-село и его обитателей». Сейчас они в три раза больше, чем были в «Новом мире». Те рассказы (или очерк) Алексей дополнил второй частью, которая не уступает первой. Наоборот, нынешняя первая часть, это цепь портретов жителей родной Шепелёву деревни, перемежающаяся байками, а вторая – история, подробности, панорама. При этом во второй части больше героя-повествователя, но не того, из прежних книг, предельного радикала, крайнего маргинала, а вполне обычного – точнее, с обыкновенной биографией – парня, выросшего на стыке советского и послесоветского времени. Жуткого, но интересного – для тех, кто выжил – времени.

Отличная книга. Не только полезная, но читабельная, для широких народных масс. И хоть автор пишет в начале второй части, что земляки обидели, — необычайно добрая. А прототипы всегда будут недовольны. Знаю по себе…

Несмотря на утверждения почти всех критиков, литературоведов деревенская проза по-прежнему есть, приходят в нее не только юные авторы, родившиеся там и выросшие, погостившие лето у бабушки, но и такие матерые, тертые радикалы как Алексей Шепелёв. Почва, хоть и отравленная химикатами, обескровленная, засыпанная кирпичной крошкой, всё-таки тянет к себе. Книга «Мир-село и его обитатели» это очень ярко подтверждает.

Марина Каменева

«Мир – село и его обитатели»

О деревне писали очень много. Читая Шукшина, Распутина, Белова, Астафьева хотелось и плакать, и сострадать, и смеяться – с таким тактом, пониманием и бесконечным уважением относились к деревенской теме вышеперечисленные авторы.

Сравнений здесь не будет – их по определению быть не может.

Нельзя отрицать, что многое из прочитанного правда. Но зачем же так …
С такой издёвкой, презрением, жестокостью…

Автор в предисловии, обращаясь к матери и «дорогим» односельчанам: «… скажу сразу: вам мои скромные заметки не понравятся». «И вы учили в школе, что такое литературное произведение, но, видимо давно и плохо…»

Кокетство автора, номинировавшего самого себя «скромными заметками», конечно впечатляет. И недовольство односельчан, конечно, связано не качеством и содержанием написанного, а исключительно «давним и плохим изучением литературных произведений».

Ну, вот и дочитали до главы «Телок», где автор лицемерно противоречит сам себе: «Мы с Аней (видимо женой) шутили, что употребляем в пищу теперича исключительно мясо лишь тех телков, с коими знакомы лично. Январь, Февраль…». И тут же: «Особенно было жаль корову – когда её повели резать, у неё на глазах выступили слёзы».

Ну да – едим и плачем…

Не возьму на себя смелость характеризовать автора. Это он сделал сам: «Я иногда сам так начинаю сокрушаться о чем-нибудь в жизни, такой мрак нападает, что самому даже смешно становится». Его жена и он сделали сами: «Ты, — говорит мне она, а ей помогаю, — порой как телок кружишься – по одной и той же орбите, уже десять раз обдристанной…».

После «Телка» понятно, что автор желает поделиться своими комплексами, но зачем это читателю? Ладно бы, со стилистикой было всё в порядке, но и здесь….

Вот так, на «Телке» эта книга и закончилась – дальше не надо.

И наконец, «искреннего уважения и теплого юмора» (из аннотации к книге) в данном произведении не обнаружено. Более того, широкому кругу читателей данное «произведение», по моему мнению, рекомендовано быть не может.