Алексей Цветков.
«Марксизм как стиль»

Рецензии

Денис Горелов

Алексей Цветков «Марксизм как стиль»

В 90-е на левом фланге была черная дыра, заполненная «людьми, не подходящими для знакомства». С нулевых в том углу стало накапливаться: жизненный штиль способствует концентрации смыслов.

Делягин давал эгалитарную бухгалтерию.

Захар — пламя души.

Некоторые и Прудникову почитывали; отпугивал ее ортодоксальный сталинизм, но огромные объемы прежде не освоенной информации впечатляли.

На Канторе стало ясно, что Россия наконец Европа: как и у большинства белых наций, марксизм стал моден и блескуч, и Кантор пижонит им, как в детстве антисовом. Поверить в его левую искренность сложно (как и любому позеру) — но фигура прехарактерная.

Цветков составил этос новых левых, балансируя меж комильфотной контркультурной игрой и честной красной пропагандой. Притом еще неизвестно, что цепляет больше. Человек с убеждениями сегодня редкость, со столь экзотическими втройне, а при наличии доказательной базы ценен особенно.

Отдельные эссе читать без специального философского образования невозможно — поставив их в зачин книги, автор, кажется, намеренно отсекает посторонних: побаловаться на досуге красненьким сегодня, как и 120 лнт назад, тьма праздных охотников — пусть валят. Спички детям, как известно, не игрушка.

Страниц через 30 автор уже спускается с академического ринга к смертным. Поскольку текст — мозаика из сочинений разных лет, то и впечатления точечны.

Отменна отповедь Набокову с его барской спесью: язвить Советы за «делание всех полусытыми и полуграмотными» вольно тому, кто с детства учен и кормлен; для миллионов набоковских соотечественников и полуграмотность с полусытостью были даром небес. Да и сам он в Швейцарии не загинул.

Хороши беседы с дочерью: практика показала, что капитализм как система воспитания и без церковных ограничений плодит эгоцентричных мерзавцев — тогда как меж марксизмом и христианством в этой области розни нет. «Делись с ближним» — не самая скверная жизненная программа.

Искать и находить левацкую повестку в «Матрице» и «Темном рыцаре» — это уже высокий стиль журнала New-Yorker, тот самый «поп-марксизм», которым названа одна из глав и предыдущая цветковская книжка. Без карнавализации протеста в наши игровые времена далеко не уедешь, а на этом поле Цветков непревзойденный дока.

Отталкивает излишняя благосклонность к RAF. Понять людей, взорвавших регламентированный и механистичный немецкий орднунг, можно, обилие сочувствующих левому террору среди самых почтенных немецких интеллектуалов требует внимания к породившей их территории — но от фразы «Все, кто боялся и соблюдал закон, были для людей нового вида всего лишь устройствами, биологическими приставками к финансовым потокам, двуногими машинами воспроизведения рыночных отношений» по-настоящему воротит.

Бестселлером «Марксизм как стиль», конечно, не станет: слишком очевидна авторская программа. Пелевин, Сорокин, Акунин высокоумно и насмешливо презирают действительность и людей — сегодня это и есть формула успеха (самым примитивным и потому востребованным образом ее реализовал С. Минаев). Цветков же предлагает действие — и это шаг в сторону не только от Уголовного кодекса, но и от читательских масс.

Тем не менее, бодрит.

Наташа Романова

Марксизм как бессилие
Книга открывается многообещающе бодро написанными очерками о двух советских деятелях – философе Эвальде Ильенкове и враче-утописте Алексее Богданове, чья судьба и смерть находились на грани героизма и нелепости (первый, не выдержав травли и разочарований, перерезал себе горло переплетным ножом, второй умер после неудачного «омолаживающего» обмена кровью). Далее следует глава о Нечаеве, но затем масштабы заметно мельчают, и галерею «священных монстров» продолжит только вдохновенный рассказ о группировке RAF. В остальном книга составлена из небрежно перетасованных между собой статей разных лет обо всем на свете – здесь и анализ популярного голливудского и классического авторского (в частности, фильмов Иоселиани) кино с марксистской точки зрения, и ностальгические воспоминания о митингах 1990-х годов, и невеселый взгляд на нынешнее протестное движение. Присутствует беглый разбор творчества российских музыкальных групп и исполнителей последнего десятилетия, находящихся на далеко не переднем художественном крае (почему-то о едва ли не единственном убедительно звучащем «левом» музыкальном коллективе – «Панк-Фракции Красных Бригад» – ни слова), но зато несущих «прямое социальное высказывание» для различных классов и слоев, такой же экскурс совершается и в поэзию. Главный вывод: у левых сейчас нет такого «массового» поэта, как Быков у либералов или Емелин у условно правых, есть только «собственный вариант левацкой, малотиражной салонности».

Что до практики сопротивления, то в обзоре современной ситуации автор в первую очередь сетует на пораженческое настроение: «Главный дефицит современных левых я бы сформулировал одним словом: НАСТУПАТЕЛЬНОСТЬ. Нужно переменить настроение. Избавиться от комплекса жертвы, выработанного в нас поражениям многих лет … Движение, которое предлагает санкционированно стоять с картонками на шеях в разрешенных для этого местах, никогда не станет массовым и влиятельным, оно всегда будет мечтать о временах, когда всё наконец правильно разовьется, дозреет, сложится и вот тогда-то мы и грянем в полный рост». Что ж, трудно с этим поспорить, но повторяющиеся в книге в различных формах подобные призывы создают впечатление, что автор уговаривает в первую очередь сам себя. «Чему сегодня могла бы поучиться у Ленина наша оппозиция, даже если она и не разделяет его «утопических» идей? Ну, например, мужской серьезности в сопротивлении. Большинство известных мне оппозиционеров рассуждают в шантажистской логике женской истерики … с серьезным противником можно говорить только на его языке и в его же мужской логике. Силу не «демонстрируют», а применяют». Все это очень напоминает поиски маскулинности и героизма, вершащих историю, в текстах Лимонова начала 1990-х, но одно дело читать такое двадцать пять лет назад у парадоксалиста, построившего всю свою жизнь по принципу «что угодно, лишь бы не нравиться вам», а другое дело сейчас, когда в этих заявлениях оригинальности и побудительной силы не больше, чем в мотивирующих картинках из контактовских пабликов.

В книге вообще достаточно утопических идей, которые должны осуществиться именно что «когда-нибудь». Например, если поделить все деньги, то на каждого придется около 30 тысяч евро. И вообще при коммунизме все блага можно будет скачать бесплатно, как сейчас мы скачиваем музыкальный альбом или фильм. «Шансы есть», – утверждает автор, – «Абсолютное большинство населения нашей планеты сейчас — пролетарии, т.е. наемные работники, не имеющие никаких источников существования, кроме продажи своего труда нанимателю», чуть ли не в слово в слово цитируя один из самых горьких и безысходных романов XX века – «1984» Оруэлла («Если есть надежда, то она в пролах»). Заканчивается «Марксизм как стиль» А. Цветкова большим разделом, посвященным воспитанию собственной дочери, и здесь он уже ставит себе вполне четкий диагноз: «если вам и вашим друзьям скоро сорок, шанс вашего поколения в любом случае уже упущен/использован и вам остается только быть «полезным для молодежи». Что ж, рождение детей всегда было идеальной прививкой если не конформизма, то хотя бы контроля и ограничения.

Наверное, такие книги предполагают серьезную полемику, но, если честно, затевать ее что-то не хочется. Я не сомневаюсь, что в теории (именно что в теории, со словами у марксистов всегда был полный порядок) можно отстоять многие ее спорные моменты и даже ответить на те непременные неудобные вопросы, которые возникают у любого здравомыслящего человека, сталкивающегося с современным «левым» культурным флангом. Почему основным занятием восторгающихся «РАФ» теоретиков и поэтов является не непосредственная борьба, а поездки на зарубежные семинары и резиденции и получение премий, источниками финансирования которых является крупный капитал? Почему аппелирующие к пролетариату культурные деятели выступают вовсе не перед его представителями, а на скромных рафинированных мероприятиях для своей тусовки? А почему в течение уже нескольких десятилетий в качестве идеала борьбы против власти капитала нам предъявляются все одни и те же герои, а в рамках современной ситуации предлагается только марксистский анализ фильмов «Голодные игры» и «Жизнь Пи 3D»? На все можно найти ответы, особенно если оперировать заведомо недоказуемыми аксиомами и неизмеримыми понятиями типа «марксизм изменил карту мира и жизнь людей на нашей планете за полтора века своего существования гораздо сильнее, чем христианство за две тысячи лет». Ну а если фактов недостаточно, то ничего страшного, рацио это не главное, ведь «уже более ста лет интеллектуалы открывают, что в человеке сидит обезьяна, и куча детских комплексов, надежд и травм, и сколько угодно грандиозных фантазмов и абсурднейших упований. Если есть смысл у слова «душа», то означает оно именно это». Так что оставим все эти вопросы любителям поспорить в «Фейсбуке», тем более что по Цветкову он является в какой-то степени одной из моделей будущего – «прообраз коммунистической конкуренции это нынешнее собирание лайков, нематериальных поощрений», которое обязательно в один прекрасный день заменит конкуренцию ради денег. Безусловно, социальные неравенство и несправедливость – ужасные во всех отношениях явления. Но что-то подсказывает мне, что мои товарищи, отказавшиеся от «социального успеха» ради личной свободы, будут находиться в столь же маргинальном положении в воображаемом светлом будущем, где «все мы будем работать на общество», как и в нынешнем жестоком капиталистическом мире. Я никогда не соглашусь, что «этическое действие предполагает, что интерес другого важнее, чем твой собственный», потому что мой опыт говорит, что единственным возможным импульсом этического действия является самоуважение, а ключ к любому принуждению и оправдание любого насилия – это уверенность в том, что ты или кто-то иной знает, в чем состоит интерес другого, лучше, чем он сам. Куда проще мне принять то, что есть люди, которые ловят свой кайф в гипотетическом участии в «судьбе человечества», как я нахожу удовольствие в рамках своего личного проекта в поиске областей, свободных от больших идеологий. Но при чем здесь «стиль»?

Рецензируемая книга имеет большое прикладное значение. Она дает вполне точный портрет современного «левого». Это не лишенный таланта, образованный человек с богатой событиями юностью и развитой приспособленческой хваткой (автор не упускает случая ввернуть, что присутствовал, например, на «гламурной лондонской тусовке»). Он придерживается определенных идей, для реализации которых на практике, видимо, еще не пришло время (это в книге называется «отложенные возможности», конструктивности в этом не больше, чем в «через 60 лет выплатим ипотеку и тогда заживем»), но когда-нибудь обязательно придет. Не будем подозревать его в неискренности, скорее всего, он верит в это, потому что надо же во что-то верить – мало кто готов отринуть иллюзии и заглянуть в черную бессмысленную дыру (вспомним, с какой истории начиналась эта книга). Решайте сами, хотите ли вы иметь что-то общее с этим образом, симпатичен ли он вам.

Владислав Толстов

Алексей Цветков «Марксизм как стиль»
Конечно же, эта книга никогда не станет национальным бестселлером: слово «марксизм» на обложке распугает потенциальных читателей. Хотя идея-то неплохая: разобраться с марксизмом не как с идеологическим учением (или там, не знаю, экономической доктриной), а именно как со стилем – стилем жизни, мышления, поведения, набором жизненных стратегий.

Есть интересные истории о марксистах прошлого – или о людях, чьи имена ассоциируются с левым движением вообще, и марксизмом в частности. Советский философ Ильенков, который ждал наступления коммунизма, а не дождавшись, перерезал себе горло переплеточным ножом. Террористы из немецкой организации RAF, поставивших целью моральное уничтожение всех богатых. Сергей Нечаев, прототип Петруши Верховенского из «Бесов», сумел, сидя в одиночной камере Петропавловской крепости, распропагандировать охранявших его солдат и обратить их в марксистскую веру.

Есть сюжеты из личного опыта автора – про штурм Белого Дома, про 90-е, размышления о богатых и бедных. Такие попытки выдавить из себя по капле марксиста, всячески его рассмотреть, почистить, выставить на всеобщее обозрение, а потом вдавить обратно – потому что еще пригодится.

Есть хорошие – оригинальные, неожиданные – размышления о советском прошлом, которое, вестимо, было построено по заветам Маркса. Хотя сам Маркс, доведись ему увидеть, во что превратились его идеи, в ярости рвал бы власа на бороде да хлопал бы себя по жирным тевтонским ляжкам.

Собственно, в книге много не столько о марксизме, сколько о явлениях, им порожденных или, как минимум, вдохновленных. О природе протеста как такового. О моде на протест, бунт, безобидную и безопасную фронду – все эти футболочки с Че Геварой, диванные перебранки в Фейсбуке, все эти артефакты бунта, выставленные в дорогущих галереях, альбомы панк-рока, бьющие рекорды продаж – словом, из многих явлений, внешне никак с марксизмом не связанных, от споров о выносе мумии Ленина из Мавзолея до рекламных роликов – торчит растрепанная борода Маркса, никуда не деться.

Книга мне понравилась, но претензий к ней тоже достаточно. Во-первых, она какая-то, не в обиду Алексею Цветкову, разобранная по частям. Вот было бы хорошо, что в одной части – биографии людей, ушибленных Марксом, в другой – рассказы о личном опыте, в третьей – политические размышления, в четвертой – легкая музыка и прохладительные напитки. Нет же, все как-то перемешано, скомкано, такое впечатление, что человек сначала много думал по этой теме, потом стал свои мысли записывать, потом у него – в процессе записывания – стали возникать новые мысли, но искать, где он уже об этом говорил, было лень. Композиционно «Марксизм как стиль» какая-то нестройная, рыхлая, разбросанная. Вроде читаешь о советских фильма, вдруг – бабах – политическая карта современной российской поэзии, без всякой связи с предыдущим. Книге бы хорошего редактора. Желательно почтенных лет, чтобы помнил институтский курс научного марксизма. Там-то его научили, что все должно быть логично выстроено, по порядку, по полочкам, три источника и три составные части. От книги же Цветкова впечатление странное: понимаешь, что человек взялся за крутую тему, и, в общем, не посрамил, но как- то все вдоль и поперек, какая-то чересполосица сплошная.

Вторая претензия. Я в последнее время, так получилось, читаю много всякого нон- фикшена. Привык к тому, что, как правило, автор свои основные идеи излагает в самом начале, тезисно, а уже на оставшемся пространстве резвится как хочет, приводя аргументы и раздавая оплеухи оппонентам. Здесь же никакого ergo sum: как появляется в первой главе диалектик Ильенков, так и поскакали дальше, без облика и склада. И третья – я так и не понял, почему именно эту книгу номинировали на премию «Национальный бестселлер». Каковы, собственно, признаки того, что именно эта книга может стать бестселлером в России? Книга, положим, интересная, автор (лауреат премии «НОС», кстати) – достойный, но – бестселлер? Национальный? Про марксизм? Хаха.

Леонид Немцев

Склад мышления как склад боеприпасов

Первые три статьи этой книги особенно блистательны. Написанные в стиле среднем между передачей «Намедни» и «Жизнью Чернышевского» Годунова-Чердынцева. Это «Диалектик Ильенков», биография интереснейшего философа, в которой лейтмотив «переплеточного ножа» использован как главный узор судьбы. «Марсианская кровь» — о латентном идеалисте Богданове, инопланетянине, охваченном ностальгией на Земле. «Сквозь синие стеклышки нигилизма» — о Нечаеве, малоизвестном последователе Герцена и Огарёва, прототипе Верховенского из «Бесов». Совсем не случайно эта пулеметная очередь из отчетливых словесных пуль выставлена в авангарде. Дальше эту книгу читаешь в ожидании такой же пальбы. И, конечно, она вспыхивает то тут, то там. Особенно страстно в истории немецкого движения РАФ, городских партизан, взрывающих стену между личной и всеобщей историей. Некоторые из них – прямые потомки Гёльдерлина и Гегеля, и заметить это может только настоящий словесный архитектор.

Вперемежку с крупными статьями даётся набор мнималистичных зарисовок, дневниковой прозы, даже иногда стихов. Это не всегда о марксизме и его стиле, иногда о ностальгии по советскому утопизму, по тому духу и пафосу. В этом парадокс книги. Коммунист ратует за срывание покровов и за разоблачение симулякров. Но при этом тоскует по утопии, по духовному подъему, по программе – куда больше, чем тоскует по реальности. Где-то здесь и лежит закон диалектики – в одновременном воплощении противоположностей. Да, это стиль. И, наверное, именно марксистский. Аналогов последователей Маркса слишком много, и они разные. Есть наш, советский марксизм: та непонятная теория Гегеля, которую Маркс пересказал своими словами, приблизительно попадая в первоисточник, и в которой Ленин навел свой фирменный беспорядок.

Один из приемов ленинского спора – это заведение собеседника в тупик. И коронный вопрос: посмотрим, батенька, как вы теперь выберетесь? Не вывод, не выход, не поучение, не помощь, а заведение в тупик. Причем одним способом – увлечённым заманиванием. Если собеседник в тупике, то довольный пламенный марксист тут же рядом, он с восторгом бьет обеими руками в каменную преграду и кричит: теперь вы поняли, куда попали? Вот так вот! Это очень по-ленински, это та манипулятивная практическая казуистика, которую философией называют из вежливости, как из вежливости, поддерживая беседу, заходят в тупик. Это больше не философия, а судебная практика, для которой важно заострение конфликта, уничтожение оппонента хотя бы на уровне его дальнейшей карьеры, и не спасение обвиняемого, а приведение его во взрывоопасную кондицию, чтобы он пожертвовал собой на пробитие стены. Из тупика выходят при помощи взрывов.

Таково рассуждение о мумии Ленина, о слезе ребенка и т.д. Старые добрые темы. Сначала выдвигается сильная проблема, очень азартно и внимательно сооружается образ мнимого оппонента. И поскольку конструкция авторская, где-то в ней есть слабая опора, но обычно её не выбивают, а закатывают всю конструкцию в тупик. И там оставляют. Это и есть победа.

Зачем ребенка в шесть лет водить в мавзолей? Чтобы знал. Но он забыл, и через четыре года пришлось вести снова. Сотня гвоздик несется в офис нацболов. Это кульминация истории. Огромный свежий букет в помещении. А что же ребенок? Не важно уже, запомнит или нет, главное заметить, что Ленин показал капитализму угольное ушко. И верблюд в него не полез. Потому что угольное ушко – это то, что имеет вид прохода, а на самом деле тупик.

«Когда его ставишь в этот тупик, он начинает комично взвешивать, как в задаче для младших школьников, поставив перед собой два ведра, в каком из них окажется по его мнению больше слезинок, в том, на котором написано «нынешняя система» или в том, на котором написано «ваша революция», — говорится в рассуждениях о метафоре Достоевского в радикальных преобразованиях. Но, когда ставишь человека в тупик, все его действия заранее комичны. Между прочим, дальше сам автор начинает уже взвешивать ведра крови: «Да, революция это резкий подъем крови в градуснике истории. Музыку революции исполняют на костяных дудках и кожаных барабанах. Нередко это зеркально-красные от крови мостовые. Скользкие алые зеркала расстрелянных улиц, в которые смотрится народ, выбирающий себе будущее. Но революция 1917-го года, кстати, одна из самых бескровных. Сколько погибло людей при захвате Зимнего Дворца и других столичных зданий?» Но энергия, с которой нас ведут по лабиринтам марксизма, всё равно увлекательна.

Марксизм – это стиль, потому что позволяет реализацию подлинной страсти. Страсти людей, которые не любят общество настолько, что готовы бросать в его представителей бомбы, но не просто так, а ради идеи полноценного и завершенного общества. Это стиль, приводящий человека из бездны индивидуального одиночества к ощущению единства. Между прочим, такое единство – буквально семью, дружество, братство, радость общности – предоставляют любые кружки по интересам: от кружка макраме до анонимных алкоголиков. Но за их идею не хочется погибнуть, а за марксизм хочется. Марксизм – это стиль, так как уже завтра может предоставить цельность и смысл твоей биографии. Ограбление банка, взрыв казарм НАТО, оккупация Мавзолея – и ты состоялся. Весь и сразу. Между прочим, у подобного жизнетворчества есть своё название – комплекс Герострата. Но всё должно бы измениться, если ты тем же путём ищешь не славы, а призвания. И, по сути, в марксизме допускается также и путь творческой активности, утопизма, работы воображения (что блестяще демонстрирует Алексей Цветков в своем совершенно индивидуальном писательском стиле). Именно поэтому самые творческие марксисты вынесены в начало книги, это щит, за которым всё-таки кроется немного экстремизма.

При этом автор говорит только о том, о чём можно говорить в публичном издании. Он даже скрывает названия наркотических веществ под многоточием (следами от на цыпочках ушедших галлюцинаций). Это наводит на мысль, что проект переустройства общества зреет между строк, что там внятная программа, которую пока нельзя огласить. Это тот случай, когда всю жёстко цензурированную с момента своего зарождения русскую литературу можно уличить в марксистском стиле.

Особенно интересной в книге становится тема сохранения материалистического видения действительности. Это приобретает даже вид своеобразного учения с постоянным практикумом. Мотивы сопротивления наркотическому воздействию (юношеский опыт) постоянно связаны с сопротивлением метафоре и поэзии как видам ложного мышления. Виртуальная реальность здесь – идеологический враг.

«Реальность, — говорит автор, — это не то, на что мы способны смотреть, не закрываясь фантазией». Радикальный материалист принимает себя таким, каков он есть. Но это и есть та невероятная проблема, которую невозможно разрешить, даже выучив наизусть «Коммунистический манифест». Видеть себя сгустком молекул и инстинктов или творением пока ещё непрояснённых энергий и возможностей развития? Всё-таки Маркс ничего не слышал о квантовой физике, и у его материализма большие проблемы с новостями, что время порождает энергию, а мысль материальна. Если это неправда, то к ней нас ведёт предчувствие открытий, неудовлетворенность ньютоновой физикой, от которой марксисты ведут своё самостоятельное существование вне эмпирической науки (а это уже полтора столетия). Сгусток молекул может только распасться, успел он при этом уничтожить частную собственность и наемный труд или не успел. Другая возможность для нас не то чтобы выдумывается и симулируется, она звучит в нас как предчувствие, как тихая музыка, которой Кант дал тяжеловесное определение «категорический императив», предвидя в этом радикальный стиль марксизма. Когда Пушкин говорит «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», надо увидеть здесь смысловой акцент не на слове «обман», а на возможности вертикального развития человека, его возвышении. При этом, конечно, нет смысла сразу же прекращать разговор о формировании стоимости труда и справедливом распределении благ в обществе.

При этом особой нежностью пронизаны страницы, посвященные пантеону воображаемых существ, изобретенных дочерью автора. Отец всегда сохраняет верность материализму, но от этого их диалоги не лишаются поэзии, а наоборот приобретают её вопреки замыслу: «— Но невидимка никого не смог бы видеть, потому что в его глазу не отражался бы луч, да и есть ли у него глаза? — Он не видит, а знает заранее, кто где должен быть. Т.е. знание заменяет зрение невидимке. Он живет в мире чистых идей».

(Хочется добавить: «Призрак бродит по Европе…»)

У автора есть глаза, они отражают свет и смотрят на наш абсурдный, вымышленный, извращённый и незрелый мир с пристальным вниманием. Но сам автор как будто не отсюда, у него всегда есть позиция вненаходимости. Наверное, его собственное самоощущение похоже на слова его героя Богданова: «я заброшен сюда с другой планеты и мучаюсь среди вас воспоминаниями о лучшем мире, меня пославшем».

Книга «Марксизм как стиль» заканчивается разделами «Личное» и «Детское». Мне кажется, что нет ничего странного в такой концовке. Вся композиция книги напоминает великое стихотворение Рембо «Пьяный корабль» (конечно, не «Альбатроса» Бодлера, это стихотворение описывается здесь как жупел богемного «радикала» в статье о Фасбиндере). Сначала воспоминание об эксплуататорах корабля, которых дикари привязали к цветным столбам и расстреляли из луков. Потом интернациональные метания по океанам, пока вода вымывает трупы из трюма и солнце сушит кровь на палубе. В конце концов, революционер должен вылететь в космос и сгореть в нём, как комета. Но корабль делится странной, нежной, неожиданной мечтой: «Из европейских вод мне сладостна была бы/ та лужа черная, где детская рука,/ средь грустных сумерек, челнок пускает слабый,/ напоминающий сквозного мотылька». (Пер. В. Набокова). «За первые десять лет мы учимся у ребенка всему, чего не смогли уяснить в собственном детстве. Дальше, ответив себе на главные вопросы, он становится таким же «готовым», как мы — программы инсталлированы — и постепенно вступает в общую игру».

Так и складывается эта умная и яркая книга, в которой марксизм становится одним из способов мечты о Золотом веке. Как признаётся Алексей Цветков, «из этого получился бы успешный постмодернистский роман, если бы симпатия к «вооруженным группам» всю жизнь не отвлекала меня от успеха такого рода». И получился увлекательный и трезвый роман – в отрывках, фрагментах и сгустках энергии.

Алексей Колобродов

Левый фарш
Рецензия на сборник концептуальных очерков Алексея Цветкова «Марксизм как стиль» могла бы с избытком вместиться в есенинскую строку «в книге много прекраснейших мыслей и планов». Если убрать из нее издевательский план, но сохранить иронический.

И, кстати, лыко в строку есениноведения и его белых пятен.

Знаете, какая самая упоминаемая книга, вот буквально, по имени, в стихах и поэмах Сергея Александровича?

«Капитал» Карла Маркса.

Иногда по касательной – «давай, Сергей, за Маркса тихо сядем», и понятно, что речь идет о главной книге Карла Генриховича.

Но тогда уместна и следующая версия: когда Черный Человек, охмуряя больного поэта, утверждает, «в книге много прекраснейших мыслей и планов», он явно совершает презентацию «Капитала», хотя посталкогольная депрессия клиента не слишком тому способствует.

Вернемся к Цветкову. Любопытно, что главное у него – не концепт, «мысли и планы», а тон, неизменно и, пожалуй, преувеличенно бодрый. И если стиль существования сузить до стилистики литературной, уместно было бы в титуле сменить «марксизм» на «ленинизм» — знакомый по фельетонам и отдельным письмам Владимира Ильича юношеский задор становится у Цветкова главной интонационной фишкой. Подобный «бодряк» был вполне свойственен и ленинскому вечному то тягостному, то радостному спутнику, оппоненту и соратнику Льву Троцкому. Однако Цветков до литературного блеска Льва Давидовича дотягивает лишь в немногочисленных избранных местах. Еще, из свежих идейно-стилевых ориентиров – проповеди Эдуарда Лимонова.

Забавно, что художников по мировоззрениям, сено-солома, Цветков ранжирует куда решительнее, чем упомянутые вожди. В манере, скорее, Леопольда Авербаха, впрочем, без присущей лидеру РАППа агрессии.

Получается, что «марксизм» и «стиль», соответственно, фундамент и раствор для довольно разнообразных форм – от биографических очерков, посвященных не столько идеологам, сколько практикам Революции – философ Эвальд Ильенков (первый и лучший, талантливейший материал в книжке), создатель Пролеткульта и Института переливания крови Александр Богданов, террорист Сергей Нечаев, RAFовцы, Годар с Фассбиндером… До собственной дочери Алены, и в изящных и чуть приторных, каких-то йогуртовых этих эссе, левая идея почти без следа растворяется в отцовской нежности. Разве что сама героиня имеет полное право перефразировать одного из персонажей книги, рокера Борзыкина: «Мой папа – марксист!».

Но вообще идея объединить марксовым вектором хмурых дядь из прошлого и розовых детишек, за которыми будущее – замечательна. Тут и параллели коммунизма с христианством – «будьте как дети» и «любая детская душа – революционерка», и «детская болезнь левизны». Плюс невесть по какому кругу (автор этих строк тоже в свое время руку приложил) сделанная интерпретация бестселлера «Незнайка на Луне» в понятном ключе…

Что греха таить, нынешние молодые левые – народ мрачноватый, в комплексах и депрессиях (не только социальных); им такая задорная книга сейчас необходима – как Незнайке в финале его лунной одиссеи – солнышко…

И – заключительный парадокс. Если «Марксизм как стиль» — возможно, самая бодрая книга нынешнего сезона «нацбеста», то самая мрачная, пожалуй, роман «Иван Ауслендер». Эдакая современная экклезиастова мантра, написанная – внимание — коммунистом Германом Садуллаевым.

Это я к тому, насколько, в т. ч. эмоционально и психологически – может быть разнообразен марксизм.

Марина Каменева

«Марксизм как стиль»
Из аннотации:
«В своей книге он рассказывает, что такое современный марксизм и как он применяется к элитарной и массовой культуре. … а также перечисляет плюсы и минусы европейских капиталистов».

В связи с этим можно полагать, что круг читателей, настроенный на «национальный бестселлер», значительно сузится.

Ну, вот например: «Патерналисткая бюрократия полупериферийных зон с их авторитарным посткапитализмом никому здесь не кажется чем-то особенным».

Получилось обо всем понемногу, есть очень интересные, яркие главы, но вчитываться трудно, связать это в роман и проследить сюжетную линию от начала и до конца. Это публицистика довольно талантливого автора не для всех.