Герман Стерлигов.
«Учебник истории. От Грозного до Путина»

Рецензии

Андрей Тесля

Герман Стерлигов «Учебник истории. От Грозного до Путина»

Свой ум

Чудаки и оригиналы имеют смелость жить не по правилам – выстраивая свои собственные.

Нам же, прочим, живущим «как все» и думающим по общей мерке – уклоняясь от нее в пределах, ею же установленных, или, если позволяем себе чуть больше, то платящих за это риторическими компромиссами, двусмысленностями, открывающими возможность уйти от допроса, который спешат нам устроить, давая возможность понять себя в пределах позволенного – чудак предстает вызовом, оскорбительным напоминанием о своих слабостях. Слабостях, которые легко извинить не только неизбежным страхом утратить свое место среди людей – но и опасением своемыслия, ведь мысль, слово, поступок чудака — отчаянная ставка, притязание на верность себе вопреки всему. Границы своемыслия, которые мы обычно отводим себе, таковы, что сохраняют разговор – и, следовательно, сохраняют возможность через ответ проверить себя. Здравый смысл, побуждающий нас жить «как все», оказывается не только рассудительностью, но и мудростью – принимающей возможность заблуждения, смирения – и преодоления соблазна принять свое понимание за понимание вообще – отводя иному роль неразумия, невежества добровольного или злонамеренного.

В современном мире, впрочем, чудаки и оригиналы не то, чтобы лишены своей искренности – но в меру своей известности оказываются существующими, играя роль «чудака»: публичность предполагает игру по правилам – и тот, кто вступает в это пространство, уже принимает их – в противном случае лишаясь внимания публики, ведь только ее взгляд делает его «зримым», закрытые глаза и отведенный взгляд прекращают спектакль. Роль может совпасть с актером – играющий в оригинала окажется таковым в действительности, но определяющей вовне оказывается роль – подлинность или фальшивость действуют как характеристики игры.

Русский век чудаков, XVIII-й, был столь ласков к ним от того, что правила были неопределенны – и различить чудачество от новой нормы удавалось с трудом – а большие состояния давали автономию, возможность учреждать свои правила по меньшей мере в пределах своего имения. Натуральное хозяйство и почти бесконтрольная власть – что может быть лучше для самого странного развития натуры.

С тех пор места для подлинных чудаков почти не осталось – мир оказывался все более взаимосвязанным, даже большие состояния все менее давали возможности жить «по своему уставу»: теперь на смену чудаку приходили чудачества, странности, которые тем заметнее, чем стабильнее оказывалась норма.

Чудак, оказываясь одной из разновидностей «ненормального» — и привлекает внимание, является соблазном для поместивших себя под власть нормы, — и одновременно классифицирован, упорядочен. Тем самым став безопасным для нормы, поскольку она включила и его в свой состав, через исключение.

Но если норма властвует над ним, то он не принимает ее власти – она не спорит с ним, господствуя через контроль над голосом (его лишение или власть определять, когда, сколько и о чем он может сказать), она определяет контекст, который придает смысл его словам – он же не признает этой власти, тем самым (поскольку природа всякой власти в признании) оказываясь отчасти действительно свободным от нее, по меньшей мере настаивая на своей соразмерности с ней – в утверждении иных правил или в праве не иметь таковых.

Хитрость нормы, впрочем, в том, что вступить в диалог – уже признать ее, оспаривая – уже подчиняться канону. «Учебник истории» Стерлигова вначале завораживает, кажется бесконечным набором забавных парадоксов. Так, про государя императора Александра Павловича:

«В стране плодятся всевозможные масонские организации, тайные общества, мистические клубы, революционные союзы. Все это при попустительстве властей, мол, и мы все современные люди, все понимаем — прогресс. Александр I говорил: «Я сам разделял и поддерживал эти иллюзии, не мне их карать». Потом эти же «революционеры» и убивали императоров и прочую знать и поделом, сами расплодили»

Альтернативная вселенная встает полный рост, проявляясь мимоходом, от исправленного календаря (так, восстание декабристов приходится на 1833 год, поскольку ныне идет 2024 г. от Р.Х.) до известий о технических новинках: «Колдуны-ученые запустили в работу первый телеграф между Москвой и Санкт-Петербургом. Это день рождения безналичных банковских расчетов в России».

Про времена Николая Павловича автор замечает: «Растление девиц становится общегосударственным делом уже не только для высшего сословия. Открываются женские учебные заведения в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Астрахани. Девиц из теремов отправляют «в люди». Мотивация для развратников от власти очевидна — в теремах девицы для разврата недоступны».

Но весь этот пестрый разнобой скоро выявляет свою подкладку – стандартный, скучный учебник истории, один из многих, стоящих на полках, который систематически переписан – переведен на свой язык, с «колдунами-инженерами», «еврейскими женами», «теремами», «кагалом» и «вампиризмом» (это о переливании крови). Всему присвоены свои имена – словарь невелик, соответствия строго соблюдены – и, освоив за десять-пятнадцать минут правила перевода, дальше уже скучаешь, отдавая, впрочем, должное авторскому упорству.

Чудак обещает «иное», в безумье ищется система – но здесь безумья нет и система находится почти сразу, оказываясь знакомой и лишь сменившей несколько десятков слов в словаре расхожих мыслей. Норма оказывается универсальной – включившей чудака целиком, надежнее всего в тот момент, когда он уверен в своем отличии.

Павел Крусанов

Герман Стерлигов «Учебник истории. От Грозного до Путина»

У Борхеса есть рассказ «Тлён, Укбар, Orbus Tertius». Там, в частности, идет речь об энциклопедии неведомой планеты Тлён, одиннадцатый том которой таинственным образом попал в руки рассказчика. Этот методически составленный труд давал представление об исторических распрях народов Тлёна, его морях и океанах, геологическом строении недр, животном мире, властителях царств, мифологии, архитектуре, языках, религиозных и метафизических концепциях. Все было изложено четко, связно, без намека на поучительность или пародийность. В частности там говорилось, что местная философия, понимаемая на Тлёне как диалектическая игра, выработала пропасть самых невероятных систем с изящным построением или парадоксальным характером. Поскольку метафизики Тлёна не стремились ни к истине, ни к правдоподобию, то единственным их побуждением оставались восторг и сенсационность. По существу метафизика на Тлёне являлась одной из ветвей фантастической литературы. В итоге всякая их метафизическая система представляла собой не что иное, как некую сумму аспектов мироздания, подчиненную какому-либо одному из них.

Книга Германа Стерлигова «От Грозного до Путина» (том 5) напоминает мне материальное воплощение изобретательной выдумки Борхеса. В частности, там использовано истинно православное летоисчисление, отличающееся от ныне принятого на 8 лет (Великая отечественная по этому летоисчислению началась в 1949 году, а не в 1941, как думали некоторые). Из этой книги мы узнаём о том, что присоединение Казани к своему царству Иоанном IV стало концом православной Руси и началом безбожной России; что при Годунове после рукоположения Иова в Московские патриархи лжепатриархом греческим Иеремией Русская Церковь впала в ересь (вследствие чего будущий Раскол – это противостояние еретика Аввакума еретику Никону); что Дмитрий Иоаннович един в трех лицах – царевич Дмитрий, Гришка Отрепьев и Тушинский вор один и тот же человек; что за тысячи лет до изобретения пороха и ружей колдунами-алхимиками, пока люди охотились с луками и копьями, не был уничтожен ни один вид зверей или птиц (мамонты, выходит, рептилии); что кумиром Петра I в вопросах веры был протестант Лютер, и царь даже поднял вопрос о переходе России в лютеранство на Священном Синоде, где его предложение отклонили за «несвоевременностью»; что Ломоносов был колдун, алхимик и астролог, он изменил русскую письменность до неузнаваемости, сочиняя стихи на придуманном им неорусском языке, – впоследствии созданную Ломоносовым модификацию языка назвали «пушкинский русский язык»; что с Петра III в России воцаряется Голштейн-Готторпская династия, правившая страной вплоть до отречения Николая II от трона; что при Александре I в символике российской армии впервые появляется пентаграмма сатаны; что Пушкин – кощунник и стихоплет; что Сталин – еврей; что «холодная война» – это схватка между неотроцкизмом и устаревшим марксизмом; что фильм «Я шагаю по Москве» выманил миллионы деревенских девок из родных сел в города и превратил их в городских блудливых студенток; что главный грех Горбачева – это повсеместная замена натуральных моющих средств на химические: до него мыли посуду сухой горчицей, а при нем – вонючей химией, несмотря на то, что никакой разумной мотивации использовать химию вместо сухой горчицы придумать невозможно; что Ельцин был безбожник, масон, алкаш и вампир; что стараниями лжепатриарха Кирилла оружейный конструктор Калашников скончался без покаяния и т.д. вплоть до христианской военной доктрины XXI века.

Не могу отказать себе в удовольствии и привожу несколько цитат из упомянутой доктрины.

«Чтобы исключить опасность ракетно-ядерных и авиационных ударов по нашей территории следует убрать возможные цели для ракет и стратегических бомбардировщиков противника. Целями могут быть только города и промышленные центры. Расселение городов в миллионы крестьянских хозяйств ликвидирует все возможные цели для межконтинентальных ракет и стратегических бомбардировщиков».

«В случае попытки оккупации нашей территории следует прежде всего полностью обесточить столицы вражеских государств, через границы которых произошло вторжение. Для этого надо заслать десятки специально подготовленных диверсионных групп на их территорию с приказом разорвать ЛЭПы на всех магистральных направлениях передачи электричества. <…> После того, как «потухнут» столицы и города на территории агрессора, любая война закончится в течение недели».

«…в нашей стране на время вторжения тоже следует выключить все электричество и разрушить все путепроводы от мостов до дорог на пути продвижения возможного агрессора».

«Перед нашим ополчением должна быть поставлена только одна задача – с предельной жестокостью и интенсивностью уничтожать живую силу противника партизанскими методами. <…> Действия миллионов вооруженных ополченцев должны быть полностью децентрализованы и потому непредсказуемы, повсеместны и носить характер увлекательной охоты за головами солдат экспедиционного корпуса противника».

«Ну и самое главное в военной доктрине христиан – растить детей надо христианами. И тогда в случае нападения безбожников сам Всемогущий Бог будет на нашей стороне и бросит всех врагов к нашим ногам».

Аминь.

Очень увлекательное чтение.

Александр Етоев

Герман Стерлигов «Учебник истории. От Грозного до Путина»

Мне нравятся такие миллионеры.

Землю попашут, попишут учебник истории от Адама до наших дней. Какой-нибудь Абрамович только себе в карман да яхты коллекционирует, а этот организовал «Общество любителей русской письменности», распространяет бесплатно факсимильный «Лицевой летописный свод Иоанна Грозного», годы считает от Сотворения мира, бороду не бреет, в театр не ходит, кино не смотрит – словом идеальный миллионер, побольше бы таких здесь, в России, и цвела бы она и пахла, как райский сад.

Первых четырех томов учебника истории человечества от Адама до Путина я не видел. Пятый — это единственный, который попал мне в руки, и то по воле Нацбеста.

Что может быть нового под луной? Особенно в области просвещения. Оказывается, много чего. Книга Стерлигова тому пример. Во-первых, в ней никаких экивоков в сторону Министерства просвещения с его повальной толерантностью и политкорректностью.

В свое время замечательный Дмитрий Горчев объяснил двум школьникам средних классов, что такое толерантность. Это, когда человек урод, а ты с ним разговариваешь, будто бы он нормальный. Учебник Стерлигова учит называть уродов уродами, в этом его достоинство. Ведь хочется порой до рези зубовной достать из болота золотой ключ поувесистей, желательно гаечный, и долбануть им как следует по головам Дуремаров от просвещения.

Но, если ты не миллионер, — боязно. А миллионеру не страшно.

Теперь, что скрыто под переплетом книги.

Статьи учебника коротенькие, но ёмкие. Написаны неравнодушной рукой. Мысль местами неожиданна, даже странна. Явна перекличка многих статей с современной жизнью. И Бог, с которым имеет дело автор этого историко-педагогического труда, немного не такой, как у всех. То есть Бог-то такой, но рук у него почему-то больше, чем две, как, например, у Шивы. Одной рукой Он дает, и тут же бьет рукой дополнительной по тянущимся рукам тех, кто не достоин божеского даяния. То есть Он не милует супостатов.

Вот небольшая выборка из статей о досоветской России:

Про помилование мужеложников*

В этот же роковой для России год взятия Казани царь еще раз поступил беззаконно — он не казнил смертью выявленных в русском войске во время похода на Казань мужеложников. Святитель Макарий написал обличительное письмо на эту тему, а молодой царь не выполнил заповедь Священного Писания и оставил содомитов в живых. Это было невиданное на Руси вызывающее невыполнение заповеди Божией.

* Позволю себе маленький комментарий, к царствованию царя Иоанна отношение не имеющий, но к последующей истории российского быта и общежития применимый вполне. В 1978 году на русском языке вышел перевод книги Кацурогавы Хосю «Краткие вести о скитаниях в северных водах». Это прокомментированная и обработанная японским ученым XVIII века запись рассказов капитана корабля «Синсё-мару» Дайкокуя Кодаю о его плавании, крушении корабля у русских берегов и почти десятилетнем пребывании в России (1783—1792).

«Россия, — читаем в книге в главе XI. — Ее язык — это не просто тарабарская болтовня, мычание или чириканье. В этой главе собрано и классифицировано несколько сотен слов, которые запомнили потерпевшие кораблекрушение. Запись сделана нашими знаками и каждому слову дан в общем соответствующий смыслу перевод. Однако мне приходилось полагаться только на то, что записали и усвоили потерпевшие кораблекрушение, а посему иногда слова неточны, а полнота словаря недостаточна. Но даже знать самую суть его достаточно для того, чтобы иметь общее представление об этом необычном чужом языке».

Так вот, среди нескольких сотен слов, которые запомнили и зафиксировали письменно потерпевшие, есть слово «дзоппаэбёто». Знаете, что оно означает? Педерастия, правильно. См. с. 280 вышеуказанной книги.

Про начало добычи нефти

1753 г . Начало добычи нефти на Ухте (приток Печоры) и построй- ка первого в России нефтяного перерабатывающего заводика, выпу- скавшего осветительное масло. Так безобидно начинался будущий всезагаживающий нефтехим.

Про МГУ

1763 г . Ломоносов и Шувалов создают крупнейший центр колдов­ства — Московский университет. Причем все колдуны Университета не подлежат никакому суду, кроме университетского, т. е. колдунов могут судить только колдуны. Если вдуматься, то эта норма действует доселе. Для суда над ученым требуется «обязательная науч­ная экспертиза». Судья всегда согласен с решением экспертов.

В конце каждого раздела в учебнике есть приложение «А в это время…».

Вот пример:

А в это время в США

1831 г . Первое изложение доктрины Монро, как основополагающей внешнеполитической концепции США. Действовала вплоть до принятия элитами США несколько модифицированной доктрины Лейбы Бронштейна-Троцкого — неотроцкизма. Чтоб понятно было: международная политика всех последних американских президентов, включая Обаму — это неотроцкизм.

Что-то в стерлиговском подходе к истории есть от каменной упёртости Аввакума, коммунизма страстотерпцев-раскольников, готовых за двоеперстие, посолонь и сугубую аллилуйю пойти на муку и сжечь себя в деревянной бане, только бы не прибрал Антихрист. Никакого Запада, никакого прозападного холуйства, никакого блядского новокнижия. Запад – тление, растление, тлен. Запад – дьявол, он искушает. Свет с Востока, а Запад это закат.

Пусть они не правы – неважно. Если человек в чем-то убежден искренне, будь он даже трижды неправ, все равно будет прав. Неправы только притворщики и лжецы.

Стоп! Перед тем как приступить к новой части истории от сотворения мира до наших дней в исполнении господина Стерлигова, сделаем небольшой антракт. Газировки выпьем. Обувь сменим резиновую с летней на зимнюю. Вдохнем-выдохнем.

Вдохнули? Выдохнули? Читаем дальше.

В новой части истории – советской и самой новой — миллионер Стерлигов наносит сокрушительный удар из всех стволов современной корабельной и военно-космической артиллерии по жидовствующим всех племен и народов. Я его стопроцентно поддерживаю. Бля, доколе? Не, ну действительно – жид на жиде сидит и жидом погоняет. И ладно бы погонял в Австралии, так нет — от Калки и Непрядвы российских до хребтов Сихотэ-Алиня и золотоносных рек Колымы.

Сволочей — Ленина, Сталина, Хруща, Брежнева, Андропыча, горбача Горбачева, алкаша Ельцина — пролистнём, ну чего на них останавливаться?!! Остановимся на последнем, Путине. Читаем на с. 337 в книге:

«И вот в этот уже совсем катастрофичный период истории в поле публичной политики появляется Владимир Путин — будущий хозяин России. Пройдет еще более десяти лет до того момента, когда он получит реальную власть над страной, но формальным руководителем России он станет уже скоро. Желаю российской власти мудрости, а значит возвращения добрых отношений с Царем царей и Владыкой владык — Всемогущим Богом Исусом Христом, слава Ему во веки! Аминь».

И подпись с указанием места и года:

«Слобода*, 7524 год от Адама. Герман Стерлигов».

* Справка из Википедии: Слобода. С 2008 года Герман Стерлигов организовал благотворительный проект «Слобода», предлагая православным христианам переезжать на поселение на его земли в Московской и Тверской областях. В 2010 году МУР пресек попытку рейдерского захвата Слободы.

Запутался я вконец. Наворотил чего-то. Вот, говорю конкретно. Опохмелившись в четвертый раз. Стерлигов – молодец. Побольше бы таких Стерлиговых. И Путиных таких побольше бы бы. И жидовствующих поменьше бы… Стоять! Я ж ведь про ересь жидовствующих сказать хотел — которые к евреям имеют ли отношение? Они ж молоканы! А я ж с русскими молоканами в Армении в конце XX-го века березки сажал. И пили, нет — выпивали… пиво. Молоканы хорошие. Не жиды они. Это точно.

Конец рецензии.

Амирам Григоров

Герман Стерлигов «Учебник истории. От Грозного до Путина»

Герман Стерлигов — удивительный русский человек, кем он только не был – он и российский фермер, и, в прошлом — соучредитель товарно-сырьевой биржи «Алиса». То ли самой первой, то ли – одной из первых на пространстве СССР. Он сразу запоминается – полувоенной одеждой, характерными русскими сапогами гармошкой, окладистой мужицкой бородой, интеллигентскими очками. История его жизни читается, как авантюрный роман. Он стал миллионером, будучи ещё совсем молодым человеком, ещё в пору, когда на «трёшку» можно было с размахом пообедать в ресторане. В то смутной время, когда Советский Союз разпадался, одна система уходила, а другая ещё не выстроилась – когда красные начальники со скрипом роняли власть, а т.н. «олигархи» — ещё не приобрели.

Стерлигов сумел пройти через волчьи зубы перестроечного бизнеса, что не удалось многим другим, тем, с кем он начинал. О, эти амбициозные и, чисто по-комсомольски, беспринципные советские юноши! Илья Медков, банкир-аферист, ровесник Германа Львовича и обладатель сравнимого в те годы, состояния! (Теперь никто не вспоминает этого человека, разве только в связи с помпезным надгробием на Ваганьковском кладбище). Другие же остались просто именами в криминальной хронике 90-х — Вадим Яфясов, Олег Кантор… сколько же их было, скоробогатых молодых людей, не переживших своего богатства!

Другие оказались в эмиграции, став там в кои веки приличными налогоплательщиками, как, например, кое-какие авторитетные бизнесмены, метившие во временщики, кто-то даже руки на себя ухитрился наложить, кто оказался во власти, кто украсил собой места не столь отдалённые, успел освободится и усердно валяет петрушку, представляясь отцом русской демократии и особой, приближённый к Государю императору.

Но не таков оказался Стерлигов! Он ушёл в глубинку, в село. Обзавёлся усадьбой, скотом, позировал верхом на скакуне, в подражание заправский русскому барину 19-го столетия. Вернее, так – он и есть современный русский барин, только 21-го столетия. Вообще, Герман Львович кто угодно, только не примитивный стяжатель. Он из тех, кому в любом деле должно быть в первую очередь интересно.

Стерлигов то создаёт некий загадочный «Реестр непьющих мужиков России», то вводит собственное платёжное средство, обеспеченное золотом, то внедряет уникальный календарь, отличный от григорианского. У него свои взгляды на историю, церковь и будущее России. Он весь сплошная мистификация и находка для таблоидов. То прогремит на всю страну: «Стерлигов обругал т.н. геев», то: «Стерлигов назвал учёных колдунами». Он изображает, весьма успешно, то чудом уцелевший осколок старорежимной, исконной Руси, то цензора, обличающего современную распущенность нравов, то гонимого сиротинушку, он прирождённый великолепный актёр, он многолик и изменчив, как Протей, у него энергия бьёт через край. То он русский фермер, то карабахский мельник, то звезда ток-шоу, за ним тянется шлейф скандалов и тяжб, от него ждёшь нестандартных изречений и необыкновенных откровений. В общем, Стерлигов — один из интереснейших русских типажей, это термоядерное сочетание ума, отваги, авантюризма, лёгкости на подъём, плутоватости, самодурства и богоискательства роднит его, например, с рядом персон начала прошлого века, например, с Верещагиным или Волошиным.

Он нескучный, он не похож на обывателя, он не политкоректен, говорит, не думая, сохраняя вечную подростковую дерзость.

Да, о произведении Германа Львовича Стерлигова. Безусловно, изучать историю по этой книге контрпродуктивно, сама эта книга должна придти к читателю только после прохождения всего школьного курса истории, иначе некоторые сведения, почерпнутые из книги Стерлигова, могут причинить двойку на уроке, например, такие:

Что некоторые русские князья брали Казань по нескольку раз за свою жизнь.

Что Лжедмитрий – это спасшийся Дмитрий.

Что Лжедмитрий Второй – это тоже спасшийся второй раз Дмитрий.

О том, что Пушкин – кощунник и стихоплёт.

О том, что Петра Великого в Европе интересовали в основном блудницы.

О том, что Санкт-Петербург был сделан столицей для того, чтобы в случае восстания царю было удобнее сбежать на Запад.

И т.д.

Эта книга исполнена настолько термоядерного консерватизма, что поневоле проникаешься уважением! Она читается легко, поскольку состоит из маленьких главок, глотается на одном дыхании, и занимательна необыкновенно. Это образец особого литературного жанра, и в этом качестве она представляет немалый интерес. Всё это снабжено картинками и картами! Это самый крутой постмодернизм из всех! Шикарная мистификация, которая дополняет и без того уникальный образ автора! Ну что ж, чего тут точно не удастся, так это соскучится!

А ещё представляю себе издание всех частей этого труда в одном томе! Обязательно в кожаном переплёте и со стальными застёжками! Оформленное под древнюю рукопись! С буквицами, с античными картами! Чтоб читать только под лучиной или со свечой! Обернув в полотеничко! А в обложку механизм встроить особенный! Если ты, вдруг, учёный-колдун, масон, еретик, чернокнижник или стихоплёт какой (не говоря уж, если жид, это прямо не дай бог) – то книга возьмёт и кааак шарахнет тебя по голове!