Марина Ахмедова.
«Крокодил»

Рецензии

Аглая Топорова

Марина Ахмедова «Крокодил»

Честно говоря, я открывала повесть Марины Ахмедовой с опаской. Слишком уж хорошо помнила ее знаменитый репортаж о потребителях «крокодила». Неужели, думала я, хватает у людей наглости переделывать журнальную статью в трехсотстраничную повесть? Что там еще можно написать, что уже не рассказано в журнале? Кому вообще это может быть интересно: любители «крокодила», если верить самой же Марине Ахмедовой, редко бывают книголюбами, а обычному человеку для того чтобы ужаснуться достаточно и 10 страниц, от 300 и заболеть можно.

Но начала читать и не смогла оторваться. Повесть «Крокодил» так же далека от социальной журналистики, как репортаж о высадке на Луну от сериала о космических пришельцах. Да собственно и похожа повесть Ахмедовой именно на сериал вроде True blood.

Даже несмотря на такие разговоры: «— Была бы у меня такая хата, я б никогда не кололась, — сказала Яга. — И ребенка, может быть, родила б. — Как можно колоться, когда у тебя своя хата есть, — вяло сказала Светка», — наркоманы у Ахмедовой существа полуфантастические. Как в настоящем фэнтэзи, их психика, физиология, представления о мире и отношения между собой устроены совершенно непонятным со стороны, но вполне логичным в рамках произведения способом. Вот, например, герои рассуждают о мести покойников:

«- Вадик, когда умер, помнишь, — обратился к Салеевой мужчина, сидевший на диване. Все время, пока Яга с Салеевой стояли у балкона, он ощупывал Ягу взглядом.

— Ну помню. И че? — отозвалась Салеева.

— Друг его Женька-Кот на похоронах подошел к могиле, споткнулся. А Вадика же мать сразу… памятник поставила. Споткнулся такой, рукой за памятник ухватился. Короче, все сказали, что Вадик его за собой потянет.

— И че, потянул?

— Три дня назад в «Последнем пути» умер.

— А че они терлись? — спросила Яга.

— Женька-Кот и Вадик? Он телефон сенсорный украл, хороший такой. Принес Вадику. Вадик две дозы дал. А потом Женьку взяли, так он все расклады сдал — где, кому, что. Вадика в отделение увезли, чемодан ему сделали.

— Отомстил… — хрипло сказала Яга».

Трагедия Анюты, Марины, Яги, Светки, Олега, Жабы, Вани и других (всех и не перечислить) жертв «крокодила» не в «крокодиле» и не в тяжелой жизни. Они как будто с рождения обречены на жизнь не то мучеников, не то юродивых, а наркотики, ВИЧ, брошенные дети, воровство – всего лишь незначительные штрихи их судеб. Неслучайно герои постоянно болтают о Змее и Еве и вступают в только им понятные и совсем невыгодные сделки с Богом.

Лично мне взгляд на наркоманов, как на современных юродивых, кажется настоящей творческой удачей. К тому же «Крокодил» очень живо написан и действительно читается на одном дыхании.

Наталия Курчатова

Марина Ахмедова «Крокодил»

В последнее время распространилась дурацкая идея о том, что писателем может быть каждый, кто в общих чертах освоил правила грамматики, а если есть история и яркая (лучше страшная) тема – то совсем беспроигрышный вариант. Это не так. Лучше всего тезис доказывает книга Марины Ахмедовой, которая и писать в общих чертах умеет (работает в отличном журнале «Русский Репортер»), и темой владеет вроде бы – провела изыскания. Трагическая история двух сестер, подсевших на самый фатальный из известных наркотиков, к тому же легкий в изготовлении – пресловутый «крокодил», наверное, должна вызывать спектр чувств и сужающийся коридор ассоциаций, но все что из нее на самом деле выпарилось – это обрывочная информация, несколько образов (самый яркий – вдовы-спортсменки) и частокол матерных наркоманских диалогов, унылых, как прописи. Куда точнее и результативнее было бы сделать, действительно, журналистский нон-фикшн: химия, социология, портреты и зарисовки, чем вымучивать яблоню, которая не растет.

Анастасия Козакевич

Марина Ахмедова «Крокодил»

Признаюсь, что дочитав книгу, пошла с остервенением мыть руки. Представьте себе человека, прилюдно ковыряющегося в гнойном нарыве. Какое чувство испытываете? Вряд ли скажете сострадание, не верю. Скорее всего, вырвется вздохом «фууу», лицо исказится в гримасе отвращения, в лучшем случае — просто отвернетесь. Мало кому, в трезвом уме и в твердой памяти, придет в голову присоединиться к занимательному процессу ковыряния. Но именно этим приглашает нас заняться Марина Ахмедова в своем романе «Крокодил».

Описывая быт наркоманов с тщательностью бывалого журналиста, автор даже не пытается облечь свои репортажи (а книга написана именно на их основе) в какую бы то ни было литературную форму. А зачем? Темы-то болезненные, актуальные — тяжелые дешевые наркотики, ВИЧ, туберкулез, ранняя смерть, убийства рожденных и нерожденных младенцев, насилие… Нет, попытка придать всему этому ужасу хоть минимальную, но художественную форму все-таки была, но потерпела фиаско. Библейские и церковные мотивы — все эти Евы, яблоки, иконы, колокола — выглядят неубедительным дополнением к основной ткани повествования.

Отталкивает не только мир, изображенный в книге, но и язык, которым он описан. И дело не в реке обсценной лексики, льющиеся из уст персонажей, которые пытаются быть людьми, но тут же забываются. Дело в жутких речевых «крокодилах», тут и там ползающих по страницам: «…опухшие веки прорисовывались скобками. Из них выглядывали зрачки — голубые, как вода и ничто» или «И если вспомнить лицо Христа над калиткой, то и оно о том же говорило — об осени. И все жужжало вокруг, звенело как бы траве». Замечу, что предыдущий роман Марины Ахмедовой «Дневник смертницы. Хадижа» тоже населен подобными странными речевыми существами, но там они воспринимаются как прием, а художественное достоинство книге придает неоднозначность финала. Здесь же… Документальность и социальная заостренность темы не делает текст романом, нужно что-то еще.

Возможно, автор считает, что стиль — не главное, главное — нравоучительное содержание. Но тут возникает вопрос: кому обращена эта книга? Те, кто стоит сейчас перед гамлетовским вопросом, вряд ли ее когда-нибудь прочтут, сомневаюсь, что они знают о существовании этого романа. Те же, кто сделал выбор — повторят путь героев, и мало что изменит какая-либо книга в их судьбе. У многих других этот роман вызовет те же чувства, что и прилюдное ковыряние в гнойной болячке, бессмысленное и беспощадное, о котором я уже говорила.

Ирина Ковалева

Марина Ахмедова «Крокодил»

В романе описана жизнь «крокодилового» притона в Екатеринбурге. Герои ведут множество разговоров о счастливом детстве, о поломанных судьбах и о желании вырваться из наркотической зависимости. Диалоги написаны с чрезмерным реализмом. Язык повествования полон нарочито пышных метафор. Сюжет несколько рваный. Одна из героинь рожает ребенка, отдает своему сожителю, отцу ребенка, и исчезает. Пока отец ищет пропавшую, чтобы заставить ее забрать ненужного ему ребенка, с новорожденным сидит главная героиня. Позже, насколько можно понять, ребенок умирает. Другая завсегдатая притона, проститутка, вынуждена «сдать» компанию работнику полиции. После облавы содержательница притона попадает в тюрьму, остальные подозревают, что виновата главная героиня, и избивают ее до полусмерти. Пока она лежит в больнице, к ней ходит ее сестра, тоже «крокодиловая» наркоманка. Сестра, беременная и с диагнозом ВИЧ, приносит героине «дозу», та «вставляется» и умирает. Последующие события не вполне ясны – то ли сестра все же родила, то ли сделала аборт. В финале, судя по всему, оставшаяся в живых сестра попадает в монастырь.

Павел Зарифуллин

Марина Ахмедова «Крокодил»

Раньше наркоманская тема с лёгкой руки замечательного Баяна Ширянова казалась «просвященной публике» милым делом. Что-то среднее между социальной игрой в андеграунд и русским нью-эйдж а ля Кастанеда. С русским же артефактами: тараканами, мусорными баками, наркотрансами, донельзя похожими на родные нашим людям запои.

А тут недавно встречаю товарища по разным горячим точкам, и вот что он мне повествует: «У нас в части [в Чечне] за время войны потери составили 10% личного состава. За десять мирных лет я потерял от наркотиков 30% своих сослуживцев»! То есть мы имеем дело с внутренней войной, но войной более жестокой.

Книга госпожи Ахмедовой «Крокодил» об этом. Про Россию, дохнущую от наркоты. Про женские образы (а женские образы и есть Россия и русская культура), сожранные Драконом и Крокодилом.

Бабами-Ягами и Светланами называли в Древней Руси жриц (тогда во многом) матриархального общества. Они отвечали за инициацию и за свадьбы.

Любопытно, что в книге Марины Ахмедовой Баба-Яга и Светка главные героини (при героине). Они испаряются, умирают и сходят с ума от наркоты и ВИЧа. Автор попадает в солнечное сплетение русского мифа и современного русского мiра.

Персонажи живут на окраине общества, в покосившихся посёлках, в подсознательном Руси. Будто бы сказочный Крокодил, как в поэме Чуковского, заглотил Солнце. (Светка и есть этимологически Солнце).

Фабулу романа, написанного без сантиментов жёстким журналистским языком, прочтёте сами. Речь-то о другом.

Россия на глазах превращается из страны алкогольной, в страну, подсаженную на наркотики.

Есть две главных темы: Наркотики – это деньги! И наркотики – это война!

Пока мы не поймём два этих главных пункта, мы никуда не сдвинемся. Пока мы не вступим в реальную войну с наркотиками и деньгами, стоящими за наркотиками – мы будем просто говорить и стоять на месте. Да, у нас алкоголизм всероссийских переходит в тотальную наркоманию. Если раньше в городах употребляли боярышник или нурофен, то сейчас молодёжь целиком переходит на героин. И есть целые сёла и районы, выкошенные, как в Африке наркотой и СПИДом.

Начинают с малого – дорога одна к употреблению «гавна». Это очень важный момент – общество спокойно на наркоманию глядит, общество по факту принимает такое положение дел. Это всеобъемлящее состояние: есть кризис в семейном воспитании, есть кризис в государственном воспитании – кризис патриотизма, и есть равнодушие нашего общества.

Если мы не поймём, что Россия находится рядом с пропастью, если не начнём мобилизацию в войне наркоманией под лозунгом «вставай страна огромная!», то через несколько лет (поверьте — именно лет) будет реальная катастрофа!

Книга «Крокодил» Марины Ахмедовой — это сигнал. Прочитать её должен каждый. Прочитать и что-то сделать. С собой и окружающим миром.

Убить крокодила в себе.