Ольга Погодина-Кузмина.
«Власть мертвых»

Рецензии

Владислав Толстов

Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых»

Предыдущая книга Ольги Погодиной, «Адамово яблоко», наделала немало шума. Потому что она была о мужской однополой любви. Книгу эту я в магазине видел, покупать не стал — страсти российских пидоров, даже описанные талантливой Ольгой Погодиной-Кузминой, мне не интересны. В свое время, помните, был такой фильм «Горбатая гора», про ковбоев-гомосексуалистов. Режиссер бил снайперски и в самое больное место американского национального самосознания: представить парней-ковбоев, символов американской мужественности, сношающихся в палатке — это больно, да. Жаль, у нас не настоящих буйных мало. Снять гомоэротическую картину про любовь, скажем, православных священников или там донских казаков, или, не знаю, семерых молодых солдат у деревни Крюково оказалось непосильной художественной задачей. И то — автору вряд ли удалось бы добежать до канадской границы.

То, что не вышло у отечественных кинематографистов, получилось у писателей — вернее, у Ольги Погодиной, которая, как оказывается, довольно убедительно описывает взаимоотношения соотечественников, предающихся содомскому греху. Уже кто-то, не помню, кто, пошутил, что у нас дамы лучше всего описывают жизнь гомосексуалистов, так что хотя бы в этом смысле можно поздравить автора с творческой удачей. Делать героями книги священников или казаков, впрочем, Ольга Погодина не решилась, вместо этого посадила на своей «горбатой горе» представителей другого символически-маскулинного класса российского общества. А именно — крутых предпринимателей, суровых несентиментальных мужчин, заработавших свои капиталы в «лихие 90-е».

Видимо, «Власть мертвых» — это продолжение «Адамова яблока». Главный герой романа, Игорь, живет на содержании у некоего Майкла, который, как выяснится позже, украл у своего российского партнера деньги. Майкла найдут задушенным в его собственном бассейне в Палермо, после чего Игорь сорвется с места и отправится скитаться по Европе. По постелям и гостиничным номерам своих бывших соотечественников. Игорю противно и неприятно делать то, что ему приходится делать (подставлять задницу и отвечать на ласки своих партнеров), но куда деваться — ничего другого он, судя по всему, делать не умеет. Недаром же один из знакомых говорит ему: «ты ничего из себя не представляешь. Молодость и наружность – это все, что ты можешь предложить. В Европе за это платят слегка дороже, чем в Таиланде, но нигде не платят много». Бедный, бедный Игорь.

Понравился ли мне роман «Власть мертвых»? Нет, не понравился. Возможно, мне не хватает толерантности для того, чтобы воспринимать такие сюжеты всерьез, с полным доверием к автору. Возможно, тут срабатывают какие-то личные комплексы. Сцены, где персонажи начинают говорить друг другу нежные слова и демонстрировать, ммм, прочие проявления предосудительной страсти, вызывали у меня непростительную улыбку. Хотя вроде бы автор рассчитывала на другие эмоции: все-таки речь идет о любви и страсти, когда охваченные пылкими чувствами мужчины готовы на все — на секс, смерть, безумства. Вроде бы в таких моментах улыбаться не принято. Но ничего не могу с собой поделать. Когда-то в молодости мне довелось посмотреть порнуху с «голубыми». Из главных героев один оказался похожим на моего армейского сержанта, второй — на доцента, которому я трижды не мог сдать сопромат. И теперь каждый раз, когда я читаю, вижу по телевизору или в Фейсбуке какие-то дискуссии, сцены, обсуждения, связанные с бытованием российских сексуальных меньшинств, я вспоминаю, как бодро в том фильме уестествляли друг друга «сержант» и «доцент» — и ничего с собой не могу поделать, мне все это кажется невероятно смешным. Поймите, я не гомофоб, мне пофиг, какие дырки в человеческом теле люди выбирают для проявления страсти, но не могу воспринимать эти темы всерьез. Ольга Погодина, не сомневаюсь, написала умный, глубокий, талантливый роман о мужской однополой любви, но сочувствовать и переживать за его героев у меня не получается никак.Уж простите.

Митя Самойлов

Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых»

«Власть мёртвых» — новый нравовоспитательный роман, избавляющий читателя от наносных комплексов и закрепощения разума — хотя бы на уровне восприятия социальных стереотипов.

Книга Ольги Погодиной-Кузьминой это пощёчина общественному вкусу. Пинок морализаторству. Причём, сразу с двух сторон – и под зад, и по яйцам.

Вам видятся гомоэротические аллюзии в такой формулировке? Так вот, они там есть. Но вы, рано или поздно, всё равно научитесь не бояться этих аллюзий. Точнее, научитесь не бояться своей фиксации этих аллюзий. Кто прочитает роман «Власть мёртвых», научится раньше. Остальным будет сложнее.

«Теперь участники тех закрытых вечеринок пошли в церковные старосты, рьяно выступали против гей-парадов и однополых браков, единодушно голосовали за патриархальные ценности и ездили отдыхать на Филиппины».

Роман – продолжение «Адамова яблока» — рассказывает историю борьбы, судьбы и жизни хозяев современной жизни. Депутатов, крупных бизнесменов, чиновников и прочих топов. Помимо общества, света, денег и жадности, всех героев объединяет похоть к представителям своего пола. Не все герои тут геи, но все геи – герои.

Есть история молодого и привлекательного парня Игоря, который после убийства своего патрона, скитается по Европе, используя в качестве двигателя отверстия в своём теле. Есть история его бывшего любовника, отсидевшего крупного бизнесмена Георгия, который маясь между холуйством, женитьбой и местью, тянется всеми фибрами и членами к Игорю.

И вот эта страсть и есть единственное, по настоящему, живое чувство в среде закабалённых слуг собственной алчности и тяги к абстрактной власти.

Роман пестрит остроумными диалогами, объёмными точно зафиксированными персонажами – какие типажи все эти силовички и депутатики – мастерски выписанной фактурой. Роман захватывает сюжетом, качеством и уровнем проработки материала.

«- Мой школьный товарищ Андрей Котов, или просто Кот.
— Конфуцианский кот, – поправил приятель.
— И что это значит? – спросила Аглая.
— Что я обрел сансару в глубине ваших глаз.
Та только пожала плечами.
— Все хвалят мои глаза, потому что я толстая. Зато не употребляю героин».

Ольга Погодина-Кузьмина очень точный, остроумный писатель, которому удаётся изображать самые разные эпизоды, героев, ситуации с одинаково высокой степенью художественной достоверности. И если в действительности всё совсем не так — неважно – романы Погодиной-Кузьминой создают свою реальность, проработанную до мельчайших деталей, а потому вполне объективную и живую.

Ксения Венглинская

Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых»

Я не читала предыдущего романа автора; между тем, это важно. Возможно, там было что-то такое, чего нет в нынешней «Власти мертвых» — отличной в смысле драматургии и при этом мелодраматической поделке про гомосексуальную «дольче виту». В силу моей работы приходилось сталкиваться с гей-культурой в разных ее проявлениях; Ольга Погодина, видимо, тоже в курсе. При этом не оставляет ощущение, что автор очень, очень сильно романтизирует все эти истории про мальчиков и их богатых покровителей. Но без котурнов ведь трагедия, скажем так, неосуществима? Вот Ольга и приподнимает своих педовок на котурны – и получаются из них почти античные эфебы.