МС Сагиб.
«Гаста-рэп»

Рецензии

Евгения Чуприна

МС Сагиб «Гаста-рэп»

Сначала я пришла в восторг. Потом предалась более сложным чувствам вроде тех, что посетили редактора «Ревю де Пари» во время чтения эссе Венедикта Ерофеева «Стервозность как высшая и последняя стадия блядовитости». Меня впечатлила экспрессия и изящество стиля. Понравилось внушительное, эпическое начало саги, а затем резкий переход к делу на фразе: баран убежал. Очаровали пассажи вроде: «Вадим Петрович отрешенно ущипнул Танечку за плоскую задницу». Как в авторской речи, так и в диалогах слова укомплектованы плотно и с пониманием. Порою автор весьма куртуазен: «Скоро Алишер научился узнавать наступление кульминации только по одному покачиванию машины, которая, казалось, принимала на себя страсть пассажиров и в последний момент вздрагивала всем кузовом и замирала, сливаясь с окружающей ее темнотой».

Мне бы хотелось и дальше оставаться в том простом и реалистическом мире, где под гомофобский реп в общении с бараном крепнет и мужает мальчик Алишер. Потом он бы влюбился, женился и съел барана, одетился и овнучился, и вышла бы энциклопедия гастарбайтерской жизни. Но автора понесло в запредельность. Кстати, я эту тенденцию замечала в прозе и других МС. Если у них баран не заговорил, значит, либо это не баран, либо это не разговор. Обязательно кто-то пьян, у кого-то глюки, потом врываются красноармейцы…

То ли их в детстве Пелевин перекусал, то ли рутина заела.

МС Сагиб диалоги, даже с баранами, пишет настолько прекрасно, и обладает настолько мощным визуальным мышлением, что писатель из него вряд ли выйдет – вместо красноармейцев ворвутся продюсеры, насуют денег и приспособят писать сериалы. Для домохозяек обоего пола. МС Сагиб не похож на того, кто станет в таких условиях заниматься литературой. Он и сейчас подает сигналы, что, мол, я вообще-то репер, я прикалываюсь, быстренько покажу вам, как надо писать, и свалю.

Нет уж, парень. Здесь танцуют не все. Сначала подпишись человеческим именем. Покажи личико. Выложи биографию. И впрягись вместе со скучными ботанами в тяжелый, грязный воз бумагомаранья. Ведь ничего нельзя достичь в мире писателей, пока тебя не признают писателем. Для этого нужно хотя бы самому признать себя писателем. Готов хотя б на это?

Сергей Коровин

МС Сагиб «Гаста-рэп»

Песня о великом Алишере и его бессмертном баране

До шестидесятой страницы рукописи все хорошо, то есть, очень неплохо, — автор справляется с текстом и повествование каким-то образом развивается. Местами мы находим совершенно замечательные фрагменты, и чувствуется, что с письмом у него проблем нет: свободно, легко, и масса находок. А вот с начала шестидесятых страниц начинается форменная дребедень, которая приводит в конце концов уж и вовсе к какому-то постапокалиптическому бреду духе дурного заграничного кинишка. С автором что-то случается, то ли съел чего-то нездоровое, то ли и вправду насмотрелся какой-то чернушной пакости. И куда все делось? Нет, с автором определенно что-то происходит. Возможно все дело просто в остром недостатке профессионализма, то есть, он в какой-то момент абсолютно охладевает к своему тексту и не знает, что с ним дальше делать. В этот самый момент ему представляется, что его текст смахивает на какое-то позорное реалистическое повествование и уже маячит гнусный хэппи энд или что-то в этом роде, чего, разумеется допустить никак нельзя, а потому сначала, для разминки, начинается откровенный психоделический бред, а потом вот эта самая малохудожественная херня. Это как в начале долго и старательно пишут вполне себе натюрморт или пейзажик, а потом лист снимают с мольберта, из него сворачивают кулек, высыпают в него бытовой мусор, и ву-аля! Нет, сей опус не сможет претендовать на звание национального бестселлера, — нет в нем никакого «нереализованного потенциала» и на интеллектуальный бестселлер эта херня не похожа, — Путина никто не ругает. К тому же, нечего попусту на пидорасов наезжать, — в малом жюри опять, небось, будут сплошные пидорасы с Болотной, а они как почуят такие наезды на братишек, так вообще и смотреть не станут, не то, что голосовать.

Дмитрий Золотухин

МС Сагиб «Гаста-рэп»

Местами чертовски смешная летопись нелепых мелкокриминальных похождений на земле русской таджикского подростка Алишера, живущего со многочисленной родней на автостоянке российского города N, делами на которой заправляет его отец, — эта хроника, то и дело сбиваясь в повествовании лет на сто назад-вперед и даже заскакивая в потустороннее измерение — гастарбайтерскую версию ада, — разворачивается в конце концов эдакой эпопеей русско-таджикской войны, популярной иллюстрацией гумилёвских идей этногенеза и пассионарности.

Само повествование можно условно разделить на 3 хронологические пласта, прихотливо растасованные по главам:

1. Наши дни: начало и основная часть повести. Неприкаянный пятнадцатилетний Алишер пасет барана, купленного чтобы отпраздновать Курбан Байрам; шакалит по автостоянке, норовя что-нибудь украсть и пропить; получает сексуальное образование в тупике между гаражей, сначала теоретически — подглядывая за покачивающимися машинами, а вскоре и на практике — добровольно садится в машину к хозяину автостоянки Рубену; по воле отца шабашничает на работах по рытью сливных ям для местного особнячка, где находит клад — перстень Пушкина, заложенный некогда в качестве картежного долга старшине местной управы; хвостом ходит за добродушным и тороватым, но оборотливым рэпером — как Алишер его называет, Большим Русским или Биратом (искаженное «брат»), — который оставляет свою машину на постой на таджикской стоянке, так как свой гараж, что неподалеку, он переделал в студию звукозаписи.

В этой части повести сюжет, что называется, топчется на месте. А вернее, добрую половину текста сюжета вообще нет. Чередой следуют описания приключений придурковатого Алишера, но все эти происшествия, ни врозь, ни совокупно, на развитие повествования никак не влияют. Как серии ситкома (или анекдоты про Ходжу Насреддина). Например, гомосексуальный эпизод с участием Алишера не только не скажется никоим образом в дальнейших событиях, но и не повлияет на характер главного героя. Более того, Рубен и Хайрулла (любовник Рубена) больше в повести не появятся. Можно не читать целую главу, и это не расстроит понимание сюжета.

Завязка, и то неявная, возникает только, когда отец Алишера сообщает Большому Русскому, что он, Асланбек, — потомок последнего эмира и претендует на получение причитающихся ему по закону денег от Афганского правительства. И поэтому — Асланбек уже старый — он просит Большого Русского поучить Алишера, которого видит своим наследником, потому как негоже потомку Тимура быть неграмотным. Тот соглашается.

Современная часть повествования неожиданно обрывается случайным убийством президента РФ. Как-то ночью Алишер, перевозя на утилизацию отработанное машинное масло, по своему разгильдяйству опрокидывает полную канистру на дорогу. Ничего не поделаешь — он забрасывает огромное пятно пылью и уходит. А утром на этом месте попадает в аварию президентский кортеж.

2. Прошлое. 1920 год, Красная Армия штурмует Бухару. Единственный русский, не отступивший с белыми, — фельдшер: его нога поражена гангреной — он остается в осажденном городе. Алимджан, брат прабабушки Алишера (о чем читатель узнает задним числом — так в повествовании перемешаны прошлое и современность), спасает ее из захваченного города, и они бегут в Душанбе, где Алим Хан, последний эмир Бухарского Эмирата, берет ее в жены и она рожает Саида — дедушку Алишера. Алимджан, возглавляя небольшой отряд, возвращается в горы, где перехватывает из-под носа у большевиков золото Алим Хана, после чего красноармейцы несколько месяцев безуспешно преследуют его, теряя людей, пока бессмысленную погоню не останавливает сам Фрунзе. Алимджан бежит за границу.

3. Будущее. Увы, самая слабая часть повести, по сути очередная постапокалиптическая история в духе книжной серии «S.T.A.L.K.E.R.» или «Метро 2033» (и иже с ними). Здесь есть эпизоды и детали, рифмующиеся с прошлым, и, по большому счёту, эта часть представляет собой зеркальное отражение событий вековой давности (захват Бухары и проч.).

Близкое будущее. Тот же город N, действие происходит уже после некой катастрофы, вероятно военного конфликта (мельком — описание ядерного «гриба»): больше нет никаких российских общественных институтов, а силовые структуры сгинули в междоусобице — русские разобщены. Таджики же под началом Алишера прочно и кучно закрепляются в старой церкви, которую в свое время так и не смогли взорвать большевики. Большой Русский в одиночку партизанит против азиатов (как за сто лет до того Алимджан — против русских): отбивает у них добычу, издевательски водит за нос. В конце концов, его ногу поражает гангрена, и он, как русский фельдшер из Бухары, решает сдаться захватчику.

Далекое будущее. На территории города N теперь какое-то новое государство, основанное таджиками (новый Эмират?); правитель — Алишер (первый депутат). В память о своем учителе — Бирате — Алишер хранит в формалине его мумию.

Таким образом, наше время предстает как межеумочное в этом вечном противоборстве, которое приводит к тому, что одни становятся «сагибами» (господами), а другие — «гастарбайтерами».

К сожалению, повесть слишком сумбурна (одна организация текста в традициях рэп-альбомов чего стоит!), а кроме того, очевидно, что автор писал ее с намерением постебаться над — как сейчас выражаются — толерантным читателем, и поэтому перед нами очередное «тролльское» произведение — вроде «Gayniggers from Outer Space» или «Night of the Living Jews», — но никак не национальный бестселлер.

Александр Етоев

МС Сагиб «Гаста-рэп»

Хорошая повесть, и написана хорошо, вот только психоделику я не люблю. Не потому не люблю, что не люблю, а потому, что устаю от нее. Слава богу, она не так уж густо рассыпана по страницам повести, но мне хватило того, что есть. Трудно следить за бараном, философствующем на матерном языке, гоняющем гастарбайтеров и гнобящем Большого Русского Бирата. Трудно следить за Большим Русским Биратом, исторгающим из болота своего подсознания пауков, улиток и прочую ползучую мерзость. Трудно следить за дискретно мелькающими картинками и выстраивать из них панораму, разворачивающуюся из прошлого в будущее. Мне — трудно, другому, может быть, и легко. Короче, не понравились мне эти психоделические моменты. Зато место с перстнем Пушкина мне понравилось. Интересно, куда делся этот перстень с бриллиантом, проигранный Пушкиным старшине волостной управы во время путешествия по пугачевским местам, найденный пару веков спустя юношей Алишером (потомком, между прочим, последнего из бухарских эмиров) и проданный его отцом Асланбеком (тоже потомком) неизвестно кому? Что еще мне не понравилось в «Гаста-рэпе», так это фантастическая прогностика, весь этот мир в развалинах, вся эта кабаковщина, которая мне не интересна всегда, независимо от мастерства автора. Хотя, в принципе, сценарий будущего России вполне возможный. Случайно убивается президент (Аннушка, или, как в повести, юноша Алишер проливает отработанное масло на трассу), объявляется война терроризму, происходит массовая зачистка мусульманского населения, развязывается гражданская война, даже не гражданская, а этническая, все структуры, худо-бедно поддерживающие хоть какую-то да стабильность, рушатся, люди в несколько месяцев (лет) срываются с тормозов морали и превращаются в не-людей, и далее — естественный переход к новому рабовладельческому строю, когда пахан впрягает в лямку рабов, которым раз на дню бросают дохлую крысу, чтобы поддержать силы… Хватит, не люблю я все это. А в остальном хорошая повесть, и написана хорошо, вот только… (см. начало).

Елена Георгиевская

МС Сагиб «Гаста-рэп»

У меня тяжёлая непереносимость рэпа – могу слушать самую разную музыку, от академической до низкочастотного эмбиента, но не это. В рэпе примитивно до тошноты всё, от музыки – обычно слизанной – до текстов. Известно, что ожидать от среднестатистического рэпера хорошего вкуса, приличных манер и литературного чутья несколько странно. МС Сагиб этот стереотип опровергает, хотя, к сожалению, не на все сто.

Повесть композиционно стилизована под рэп-альбом, и её содержание, расположенное в самом начале, оформлено следующим образом:

«Систематизация Пустоты (Интро) – 01
Времена Героев – 02
Побег – 03
Фиты От Упыря Лихого (Скит 1-1) – 04
Кроссовки – 05
Великий и Всемогущий – 06
Очень, Очень Большой Диск (Скит 1-2) – 07
Большой Диск – 08
Тозакунанда (Скит 2-1) – 09
Техника Читки – 10», — далее в том же духе.

Item, если бы уважаемый мною номинатор Упырь Лихой не попросил меня снова открыть эту повесть, которая, кстати, уже больше двух лет висит на контркультурном сайте neo-lit.ru, я бы тоже вряд ли дочитала. Автор местами подражает Упырю Лихому, а эпигонство мне импонирует ещё меньше, чем рэп, поэтому я, конечно же, не буду голосовать за этот текст, но вкратце постараюсь рассказать, что в нём хорошо и плохо.

Так называемое «интро» (рэперский термин) представляет собой пародию на вступления скальдов к пафосным сагам. Повествователь считает себя неимоверно крутым и хамит, как старшеклассник: ему обязательно нужно обозвать какую-то сферическую продавщицу в вакууме «плоскогрудой сучкой»; что она ему плохого сделала – да ничего, просто повествователь (или автор) не с той ноги встал и не знает, на ком сорвать злость. Можно на гипотетической продавщице и эксплицитном читателе – «лохе», который «продолбал девяностые», а теперь настоящий герой его времени – гастарбайтер. Всё это в глумливом тоне, какой позволяют себе нацисты по отношению к либералам и анархистам, якобы виноватым в восточной экспансии. После этого ждёшь набивших оскомину фашистских тривиальностей вроде: «давайте срочно рожать, а то нас выживут чурки», «Россию продали иуды» и т.д.

К счастью, чувство юмора не позволяет автору опуститься до православной агитки. Вместо мытарств русской души нас ждёт описание сложной жизни таджикского подростка Алишера, вечно грязного и голодного, который живёт возле автостоянки, ловит сбежавшего барана и мечтает о новых кроссовках. А также – сложной работы лейтенанта, которого почему-то зовут Мойше Цвейман. После этого ждёшь сатиры в духе газеты «Московский литератор» или юмористического раздела «Русского колокола». Слава аллаху, этого почти нет. Постепенно повесть превращается в мрачную антиутопию о борьбе американцев, русских и азиатов. Присутствуют кровавые побоища, трупы в формалине и прочая жесть. Есть довольно забавные фрагменты:

«- …надо писать по-русски научиться и читать, а то белые женщины не любят, когда в ЗАГСе крестики ставят вместо подписи.
— За-Гы-Се, — Алишер по буквам произнёс незнакомое слово.
— Это такое место, где русские женщины выходят замуж за гастарбайтеров, а потом разрешают трогать себя за большую грудь».

Повествователь беспощаден к своим конкурентам, простым таджикским и узбекским рэперам, и сурово пародирует их:

«Хафиз маё имя, я – рэппер из Душанбэ, карасивый горад, каторый был бы исчо лучше, есле бы в нём не быль эта гряз-гряз-гряз-грязная педорас! Наглая педорас не скрываит эта – матери занаят, что адна сын ебёт жопа другая сын. Матери лить слёза, отэц — пазор. Убей педарас, грязная педарас — пазор семьи! Так гаварил мне мой дед — отэц дэсять дэтэй и сорак внукав. Эта грязная педорас исчо читает свая педорасовая рэп. Я гаварю – эй ты – Ахметкул, эй, ты – Джамбек! Хватет валят дурак – читат своя грязная рэп. Иди еби жопа друг друга, а патом мы убьём вас – грязная педорас! Я – Хафиз-сказат всё!

Грязная педорас далжна умерет!
Грязная педорас далжна умерет!
…Скажи – смерт!
Грязная педорас далжна умерет!
Это гаварю тибе я – Хафиз!
Это гаварит тибе он – Джамал!
Это гаварит тибе Рушан!
Эта гаварим мы – маладой голас Душанбэ!»

Подводя итоги, отмечу, что это сыроватая, неровная и немного наивная, но в целом – живая и актуальная молодёжная повесть, и её после ряда правок вполне можно опубликовать в издательстве, сотрудники которого не боятся экспрессивной лексики. Кроме того, Упырь Лихой сообщает, что работа над текстом сделала из ярого националиста – умеренного, с базовым знанием таджикского языка, а это уже немалый плюс.