Яна Вагнер.
«Вонгозеро»

Рецензии

Виктор Папков

Яна Вагнер «Вонгозеро»

Длинный список Нацбеста-2012 продолжает удивлять. То в нем мистический триллер найдется, теперь вот постапокалипсис. Точнее, роман-катастрофа, действие происходит непосредственно в момент гибели почти всего человечества. Поискал отзывы в сети. (Кстати, сам читал роман на бумаге, издательство Эксмо, 2011, тираж 3000 экз. Обнаружил полемику, в которой голоса разделились, причем сравнивается роман почему-то с А.Крузом и серией Сталкер. Сравнивается в том смысле, что вот наконец-то появился качественный роман-катастрофа, не чета проектной литературе. К некоторым книгам Длинного списка номинаторы сделали комментарии (иногда очень интересные). Ната Банке, номинируя «Вонгозеро», написала: «Вонгозеро — первый в современном российском литературном пространстве удачный опыт написания качественного жанрового текста по высшим мировым — и, в частности, англоязычным — стандартам.» Автор пишет продолжение романа, ходят слухи о фильме. О чем роман. В мире развернулась очередная эпидемия гриппа. Только на этот раз опасность оказалась вполне реальной. Новый грипп очень заразный и чрезвычайно смертоносный. Люди умирали за несколько дней. По всему миру. Москву закрыли на карантин, только поздно. Главная героиня со своим мужем и сыном шестнадцати лет от первого брака живет в небольшом подмосковном коттеджном поселке. Через неделю после карантина у нее умирает мама в Москве. Еще через пару дней отключают телефон и интернет. Потом приезжает отец ее мужа, говорит, что надо уезжать от Москвы подальше. Потому что Москва уже умерла, немногие выжившие прорвут карантинный кордон (который тоже вымрет или разбежится), и ничего хорошего жителей богатеньких коттеджных поселков в будущем не ждет. Как раз на соседа делают налет на армейском грузовике, убивают собаку и уносят шубу и телевизор. Ехать решили в Карелию, на Вонгозеро, муж когда-то там был, знает домик. Из Москвы муж вывозит первую жену с пятилетним (его) сыном (как-то через карантин проехал). К поездке присоединяются те самые ограбленные соседи, потом еще один приятель мужа. Это завязка романа. Потом 400 романных страниц они едут на Вонгозеро. Приезжают. Там, правда, пограничники уже поселились, но герои решают жить рядом, потому что то, что военные рядом, – это хорошо, но у них «просто не будет никакой демократии». Да и продукты в общий котел придется сложить. Но все кончится хорошо. Роман-катастрофа во многом зависит от тщательности проработки самой катастрофы. Тут интересный момент возникает. Вряд ли кто-то может точно доказать, что при объявленном в романе смертоносном гриппе (нашествии инопланетян или зомби, глобальных землетрясении и цунами и т. д.) все будет происходить так и не иначе. Никто не знает, как себя поведут люди, как – властные институты. (И очень надеюсь, что в реальности мы этого и не узнаем). Но в то же время в голове у каждого есть некоторое представление о том, что же все-таки в таком случае будет. Как поведут себя врачи? Что будет с армией и полицией? Как поведут себя обыватели? Все эти представления у читателей априорны, каким-то образом в их головах сложились на момент чтения, и в общем-то вряд ли имеет смысл пытаться понять почему они именно такие. Важно, что автору постапокалипсиса (и романа-катастрофы) приходится или следовать наиболее популярным представлениям, или – и это правильнее – пытаться отстоять свою точку зрения. Происходящее должно убеждать. Так вот — в происходящее в романе я не верю. Все складывается из мелочей. Я не могу понять устройство карантина. Зачем нужен пояс колючей проволоки по МКАДу? А в Митино и Жулебино не болеют? Что, власти не понимают, что эпидемия уже не локализована в Москве? Из городов, кроме героев и пограничников в конце, никто не пытается выбраться. Жители маленькой Устюжны везут на санках умерших куда-то на центральную площадь, как в блокадном Ленинграде, но уехать не пытаются. Из Череповца в небольшой дачный поселок приезжает 1 (прописью: одна) семья. На всем пути героям попалась только одна машина с беженцами, и те оказались друзьями мужа. (Справедливости ради – парочка сожженных машин была). Военные перекрывают Тверь, а из-под Москвы, видимо, разбежались, потому что иначе непонятно, как муж смог вывезти свою первую семью. Военных и милиции на всем пути тем более не попадается (не, вру, военные сожгли из огнеметов пару деревень под Череповцом, пытаясь остановить заразу). Власть отсутствует. Очень мешает, что в книге совсем нет «массовки». Да и персонажей второго плана меньше, чем главных героев. Ни героиня, ни ее муж, ни ее сын ни с кем не общаются по работе. И по интернету не общаются, сын в компьютерные игрушки играет, но по скайпу, к примеру, ни с кем не говорит. Единственный раз за всю книгу они смотрят телевизор, новости CNN, узнают, что во всем мире эта самая ерунда, и больше к телевизору уже не возвращаются. Радио (кроме УКВ-диапазона в машине) не слушают. Ни с кем в поселке не общаются, похоже, что в этом поселке всего два дома и было, об остальных автор не упоминает. Вообще в книге Россия умерла очень быстро и смирно. Если в книге почти ничего нет о происходящей трагедии, то что есть в книге? В книге есть главная героиня. А у нее проблема, что ей приходится ехать с людьми, которые ей не нравятся. Особенно – с первой женой мужа и их сыном. А тут еще в начале пути ребенок захотел ехать вместе с отцом, а героине пришлось пересесть в другую машину. Это было ужасно. Наверное, ужаснее только момент, когда она оставляет свою машину из-за кончившегося бензина. Трагичнее моментов нет. Соседа пырнули ножом, у свекра был приступ, но это герои как-то протормозили. Доктор возился со свекром, крикнул, чтобы шли за аптечкой, а никто не пошел, все стояли и смотрели. Впрочем, из-за сосредоточенности на главной героине мы вообще не видим толком остальных персонажей. Пару раз удается прорваться на страницы с истерикой первой жене – она боится заразиться. Один раз истерит, что больше не может, жена соседа. Один раз муж героини стреляет в человека и говорит, что ничего не чувствует. Убил (скорее всего) человека, но ничего при этом не чувствует. С чисто сюжетными приключениями в книге тоже не густо (по всей видимости, тоже из-за сосредоточенности на чувствах главной героини). Более-менее опасно было, когда сама главная героиня заболела, правда, не тем ужасным гриппом. Один раз у них посреди северной тайги стало заканчиваться топливо, но, к счастью, через полстранички им попался брошенный грузовик с полным баком (до этого не попадались). Еще один раз герои застряли в снегу, но опять-таки через полстранички к ним приехал местный мужик на грейдере и вызволил бедолаг. Не знаю, как другие читатели, а я испугаться не успевал. Свекра тоже быстро спасли, да и вообще из героев никто не умер. Вот и получилось, что вся книга свелась к долгому и нудному одиннадцатидневному путешествию на север страдающей (но не от апокалипсиса) героини. Я думаю, что автор и хотела показать, что разворачивающаяся трагедия не заслонит мелких личных неприятностей. Но получилось, что мелкие личные неприятности полностью вычеркнули трагедию со страниц романа. В мире книги, именно в рассказываемый момент, умерло 99 процентов населения России (а скорее всего — и земного шара). И это никак не отразилось на атмосфере книги. Она вообще какая-то… никакая, атмосфера-то. Мелочная. Мир же уже никогда не будет прежним. Никогда! Герои хотя бы немного подумали, как они будут жить после того, как закончатся запасы? Если уж сравнивать с какими-нибудь «проектными» последними апокалипсисами, то «Метро-33» Глуховского на порядок атмосфернее. Да и персонажи второго ряда у Глуховского интереснее. На самом деле все не так плохо. У автора вроде бы первая книга, выросшая то ли из небольшого рассказа, то ли из постов в ЖЖ. И читатель у нее будет (действительно получился такой любовный роман, приправленный апокалипсисом). Но вот «первым удачным опытом написания качественного жанрового текста» я бы «Вонгозеро» не назвал. Это только мое скромное мнение, но не получилось у автора поднять жанр апокалипсиса на новую высоту. Будем считать, что этот первый качественный опыт еще впереди.

Наталия Курчатова

Яна Вагнер «Вонгозеро»

Роман-инфекция
/жанр/

Впечатление от этого любопытного жанрового дебюта несколько выветрилось на фоне целой обоймы неплохих отечественных триллеров, которые вышли в том же 011-м, но попозже. Помнится, в конце десятого года я посетовала в интервью Андрею Рудалеву, что у нас почти полностью провален жанровый кластер (имелись в виду качественные книги «штучной» работы, а не плантации раскрученного имени, на которых пашут литературные поденщики – работать, негры, солнце еще высоко!). И вот, пожалуйста – одной из первых на этом поле «литературных фермеров» — ну, чтобы как-то противопоставить явление издательским проектам-плантациям, заявила о себе москвичка Яна Вагнер, которая начала писать свой роман-инфекцию в ЖЖ. Сюжет немудреный, завязка напоминает мысли перед сном в уютном частном домике в окружении счастливого семейства, после просмотра какого-нибудь фильма-катастрофы. Я даже представляю, как это могло родиться: «милый, представь, а если что-нибудь такое с нами?»… Такое – это Москва во власти страшного вируса, блокпосты на въездах в столицу, и хорошо, если в доме есть ружье, а неподалеку – старик-папаша, который примчится на видавшем виды детище отечественного автопрома и объяснит наивным тридцатилетним яппи, что шутки кончились, и пришло время бояться и валить. В деревню к тетке в глушь в Саратов; ну, или, как здесь – на то самое таежное карельское Вонгозеро. И как бы роман не напоминал поначалу ролевую игру на страшный сюжет, Вагнер – настоящая мастерица нагнетать саспенс, поэтому вскоре бояться начинает не только семейство яппи, но и благодарный читатель.