Владимир Лорченков «Копи Царя Соломона»
Кино про евреев.
Приключенческая экшн-сага про евреев, густо, как хумус, замешенная на кинематографическом спреде, что не случайно: этот весьма эксцентричный текст построен как пошаговый сценарий, с очень точной постановкой света и операторских ракурсов. На самом ли деле автор лелеет заветную мечту о его экранном воплощении (желательно братьями Коэнами, потому как у всяких Спилбергов с Альмодоварами выдержать такой бешеный ритм кишка тонка) или же все это – прихотливая жанровая игра пера – остается только гадать.
В двух словах интрига, будем говорить, фильма – следующая. 68 лет назад немцы расстреливали евреев у молдавского села, причем расстрелы проходили не один год. Убитых тут же сбрасывали в ров. Одному еврейскому мальчишке удалось спастись, он отполз в лес и поселился в норе под корнями старого дерева. Когда затихали автоматные очереди и немцы убирались с места казни, смышленый мальчонка забирался в ров и, ползая среди мертвых, проворно собирал с них золотые цацки и оттаскивал в свою нору. Так, за несколько лет пострел (здесь как нельзя больше подошло бы именно это слово – жалко, что оно автору в голову не пришло) битком набил нору золотом. Еврейское золото, как-то: монеты, зубы и ценная ювелирка пролежали там вплоть до наших дней. Перед смертью старик передал своему брату план местности, где хранился клад, а тот справедливо рассудил, что все это добро по праву должно принадлежать еврейскому народу во имя улучшения условий его жизни. И наилучший способ для этой цели – это разделить богатство между желающими уехать на ПМЖ на историческую родину.
Постепенно между ретроспективных сцен с расстрелами то мирных евреев, то военнопленных в шахте смерти проявляются главные действующие лица в наше время: еврейская девушка Натали – американка (это правнучка того самого «пострела», который спасся, и она ищет деньги прадедушки – это и есть, собственно, главная интрига – чего уж тут), а также русский мачо Лоренков (ср. – Лоричев), alter ego автора. Молодые люди вначале все никак не могут договориться, но – по закону жанра – в конце концов сближаются и дружно движутся вместе к заветной цели, отбиваясь от террористов. преодолевая всяческие опасные преграды. А вот и террористы – агенты Моссада – Натан и Иеремия: они тоже, не будь дураками, следуют в направлении клада. По пути моссадовцы, не хуже фашистов, в массовом порядке убивают и пытают молдавских сельчан, чтобы узнать, где конкретно зарыт клад. Вот тут и происходит самый что ни на есть трэш: террористические акты сменяются половыми и наоборот (последние – не между моссадовцами, а между главными героями). Действия же, сменяя друг друга, происходят то под флагом Израиля, то под флагом Молдавии. При этом автор – надо отдать ему должное – ловко лавируя в лабиринтах далеких ретроспективных событий, не забывает перемигнуться и со своими личными знакомцами (например, с Либуркиным: вспомнилось, что он тоже из Молдавии); но не только. Шаргунов, Прилепин, Розенбаум, хипстеры. И если все удостоились разового упоминания, то хипстеры могут радоваться: автор то ли просто любит это слово настолько, что не может себе отказать ввернуть его лишний раз, то ли, наоборот, кого-то очень не любит. Из хипстеров. Потому что они здесь всегда идут рядом со словами «педерасты», «читатели «Афиши» и «ЖЖ-юзеры». То есть, автор, кажется, не совсем с ними дружит, но всякий раз не забывает напомнить, какие все они чмо. И еще он недолюбливает менеджеров среднего звена – любителей фильмов типа «Форест Гамп». Действительно, за что их любить? А уж хипстеров – так и тем более. Но не о них речь. Вот автор, например, кино уважает. Только, в отличие от хипстеров, он в нем разбирается. Недаром он все время упоминает разные фильмы мирового кинематографа: и «Список Шиндлера», и «Пианист» (не путать с «Пианисткой» — предупреждает он читателя – там все про садо-мазо; и еще с «Пианино», — добавлю я, — тоже не путать: там все про пианино). Главная героиня – американка еврейского происхождения Наталья – в конечном счете оказывается голливудской актрисой Натали Портман – роман (или сценарий) завершается танцами из фильмов «Стриптизерша» и «Черный лебедь», сценой награждения актрисы «Оскаром» и гневной отповедью Натали антисемиту «чмолоте» Гальяно («я горжусь тем, что я еврейка»). Любители кино, конечно же, поймут толстые намеки и на «Тонкую красную линию», и «Спасение рядового Райана»; порадуются они и «Зайцу над бездной» Кеосаяна и оскорбятся за Альмодовара («который, как все испанцы, мечтает вдуть мамочке-пенсионерке, прикрывая при этом ее лицо фотографией Мадонны»). А самое главное, нам всем надо порадоваться за автора, который, по его же утверждению, «обожает смеяться над своими шутками». Это действительно ценное качество – над своими шутками смеяться. Кроме него так только Петросян умеет.