Роман Сенчин.
«Информация»

Рецензии

Алексей Колобродов

Роман Сенчин «Информация»

Информация к поражению

Новейшая история обыкновенного безумия

Роман Сенчин – 40 лет, Москва, писатель, в последней книге «Информация» (ЭКСМО; М., 2011) в очередной раз, петляя и скрипя тормозами, выходит на основную свою колею – историю провинциала, маленького, лишнего человека, снова потерпевшего поражение.

Природа житейских драм и крахов, по Сенчину, жестока и бесспорна: изменчивый мир никогда не прогнется под нас – это пустая и вредная иллюзия. Но и прогибаться под него – лишено смысла. Гнёшься, гнешься, раз – и сломался.
Об этом все книги и персонажи писателя – мелкие коммерсы, ларёчные продавщицы, вхолостую лабающие рокеры, их подружки, соседи и собутыльники. Семейство милицейского капитана, съехавшее на погибель в деревню…

Казалось, куда дальше «Елтышевых» — с их надсадной скоростью умерщвления и реальным вкусом земли во рту после прочтения романа. Оказалось, можно и нужно. Не по фактуре и фабуле, но – в инструментах и методах. В «Информации» процесс перехода социального реализма в тотальный абсурд почти не поддается фиксации и пропорциям. Это уже какое-то ровное русское поле экспериментов – не то социальный абсурд, не то абсурдный реализм. Причем вывозит нас Сенчин на эту поляну на щадящей скорости, без помощи сильнодействующих средств. Он долго и трудолюбиво шел к своему нынешнему, негромкому статусу. Русского писателя вне поколений, литературоведческих кластеров и даже вне географии. Родился в Кызыле (Тыва), живал в деревне, Питере, Абакане и Минусинске – похоже на мистическую контурную карту, при этом ровный, интонационно и эмоционально, Сенчин, воинственно не приемлет любой мистики, иной реальности, кроме как во время делирия. Герой «Информации», умиляющийся наличию идеалов в собственном прошлом и выхолостивший на сей счет настоящее, всерьез готов обсуждать только свой атеизм.

Армия, разнообразные работы, Литинститут, Москва; печатается с 1997-го, кажется, года, книжные публикации – с начала нулевых, и, как теперь выяснилось – пишет всю жизнь одну книгу – сагу о трудных отношениях своих героев с миром, сага семейная, потому что связь героев со средой – всегда интимная и подчас кровосмесительная. БДСМ, само собой.

Сенчин – подчеркнуто, в насмешку устаревшим классификациям, не интеллигентен, но и совершенно не народен. Провинциал, но отнюдь не маргинал. Этот, когда-то, модный ярлык у него вручается персонажам, вызывающим живую неприязнь. «Никита, — окликнула Ангелина прилизанного почти мальчика с перепуганным лицом. – Никит, подходите к нам! Что вы там, как маргинал?»
Сенчин всегда писал многословно, с избыточными, казалось, подробностями, пробуксовыванием довольно примитивного сюжета (шаг вперед – два шага назад). Он, однако, как никто умеет находить занимательность в обыденности, и занимательность эта довольно странного свойства.
Сенчин не навязывает читателю сопереживания, делать жизнь с его героев, которых жизнь «сделала» — извращение сродни мазохизму. Даже краткие и временные победы и удовольствия персонажей напрочь исключают элемент «подсаживания». Читатель не хочет его женщин (описание секса у Романа – стиль даже не медицинского справочника, но энтомологического словаря; Сенчину вообще очень близок шукшинский мотив – женщины-врага. А с женскими людьми, которые могут показаться симпатичными, – всерьез не получается).

Работать его работы скушно и тошно. Пьянки заурядны и как-то совсем буднично мотивированы, запои выжигают, но не обновляют, никакого волшебства даже в белой горячке, сплошной ужас и черный гроб, как говорил Булгаков по другому поводу. Друзья примитивны и опасны, провинция и Москва с Питером – один хрен и проблемы аналогичны, только масштаб разный. Странствия утомляют, не обогащая, и ничего не меняя – в той же «Информации» между Иркутском и Дагестаном – практически нет отличий: и там, и там пустые улицы, кафе и вечера, люди пугливы и себе на уме. Разве что в кавказской республике нет стриптиз-бара, зато телевизор в номере — везде.

Словарь заурядный, стертый даже в ругательствах. Чаще прочего употребляемы «тварь» и «гнида» (по адресу женщин и даже жён, как вы сами догадались). Еще «геморрои» — во множественном числе, и довольно точно – ибо жизненные переплеты героя напоминают историю именно этой болезни – шишковатые сюжетцы, в общем, не смертельны, но мучительны и противны. Нередко попадается «быдло» и его производные.

Тем не менее, этот поток читателя уносит, и если не складывать лапок, в какой-то момент понимаешь, что у тебя есть товарищ по энергии преодоления – сам автор. Который из всего этого литературу делает, и неряшливая словесная масса с проблемными, как один, персонажами – его метод, способ заговаривания жизни, поиски лучшего и настоящего. Мелькают в мутно-дневниковом повествовании куски подлинной боли, холодный блеск дефиниций, гранулы фирменной сенчинской иронии. Возрождая старый спор литературных мирчендайзеров о том, где лучше сверкать брильянту – на ювелирном прилавке или в куче навоза. Тут любопытно замечание Дмитрия Быкова, который выводит Сенчина из Гашека-Швейка: «В России сейчас нечто подобное делает Роман Сенчин, чья проза о быте мелких «новых русских» или средних провинциалов сначала заставляет скучать, а потом хохотать (и, думаю, автор рассчитывает именно на такой эффект)».

Тем не менее, к скуке и смеховому катарсису Сенчина не сведешь – основное у него, на мой взгляд, претензия на эпос девяностых-нулевых, всё трудней маскирующийся под бытописательство и всё больше тяготеющий к обобщению. И – описание адекватного времени героя, чье главное занятие – бегство, уход, прятки. Героев Сенчина можно назвать, как приверженцев русской мистической секты — бегунами. Или, по законам военного времени – дезертирами. При этом рефлексирующие «сенчинцы» (ну, как Лимонов придумал особый народ – «достоевцы») заявляют о своем поражении не без гордости и оглядки на вечность. В «Информации» — лучшей пока, на мой взгляд, книге Романа – это особенно заметно.

Итак, «Информация», для героя которой автор пожалел имени (а догадка о протагонисте пропадает, как только в окружении повествователя обнаруживается журналист и писатель Олег Свечин, родом из Абакана, издавший три книги). Герой предупреждает, что описывает обстоятельства последних лет собственной жизни. Сделав схрон из собственной квартиры, закупив еды и водки, передвигаясь по дому на цыпочках, отключив мобильник и городской, он прячется сразу от всех и мира в целом.

А обстоятельства таковы (Сенчина легко пересказывать). Провинциал, родом из поволжских столиц (Самара, очевидно), перебирается в Москву, земляк и товарищ юности пристраивает в информагентство, герой неплохо зарабатывает на ниве полупиара, полужурналистики, а точнее, торгует ресурсом доступа к полосам, лентам и эфирам, и, в общем, успешно обживается в столице. Перевозит подругу, женится. «Вообще, последние годы казались мне неким сном, в котором что-то делаешь, даже размышляешь и соображаешь, отыскивая выходы из сложных ситуаций; бывает, расстраиваешься, бесишься, но все же остаешься в этом сне, уютном, удобном. И просыпаться не испытываешь потребности».

Сон обрывается изменой жены – о которой герой узнает, прочитав, как водится, смс в ее мобильнике. Пьянка, ограбление, едва не потеря обмороженной ноги, пересмотр всех прежних взглядов и установок, жажда новой жизни, покупка квартиры и машины. Развод, изнурительные дружбы, любови и суды, поиск смыслов и девушек. Пьянки, утомительные даже в перечислении водок и закусок, запои с парой делириев, и – финал, с обещанием повествователя быстрей до него добраться и погружением читателя в новые многостраничные «геморрои».

Психика героя, конечно, разорвана и пошла в разнос, впрочем, предупреждая читательское хихиканье, он аккуратно перечисляет реальные и, в основном мнимые угрозы – интернет-тролль с аватаром в кавказской папахе обещал подъехать в Москву и наказать за статью о дагестанских делах. По пьяни сболтнул, что бывшую жену легче заказать, чем заплатить, и теперь боится мести нынешнего мужа-банкира. Обещали разобраться родственники девушки, которой делал предложение, а потом спрыгнул… После случайного пересыпа с подругой юности объявился, в свою очередь, муж и требует встречи «если ты мужик, а не пидор…» С работы уволился, права отобрали…
Конечно, смешно, глупо, никакой безымянный герой не потаскун и бабник, для этого он слишком вял и пьющ, и все мы знаем, с какой легкостью сейчас бросаются угрозами, разучившись отвечать за базар… Он просто тихий, но прогрессирующий сумасшедший, и путаная исповедь его вроде истории болезни, «написанной им самим», вот только несмотря на все подробности и монотонности совершенно не фиксируется, когда у нашего парня поехала крыша.
Зато вся история происходит на фоне, дотошно и с удовольствием прописанном, поздних нулевых, с их потребительски-кредитным бумом, ресторанно-клубной Москвой, победами сборной на «Евро-2008», Цхинвалом, кризисом; «несогласными» и «нашими», смертью Егора Летова, нашествием мигрантов, литературными тусовками «нового поколения» (легко, помимо самого Сенчина, угадываются Сергей Шаргунов, Сева Емелин, вот только прототипа Ангелины я не смог определить, но, может, и не надо). В отличие от сдвигов крыши, легко фиксируются развилки судьбы, мимо которых проскочил герой, и где, быть может, могло бы что-нибудь получиться…

…Тут легче всего отыскать авторский замысел – дескать, не захотел примкнуть к молодым поэтам-писателям-философам, не прозрел жизнь настоящую, вот и оказался, не включая света с помутненным рассудком наедине с ноутбуком и бутылкой. А ведь увлекался радикализмом, контркультурой, 68-м годом, Селином-Сартром, да и сейчас торчит от Паланика с Уэльбеком, и старые эссе можно подправить и напечатать. Но. Герой, любя своё юное продвинутое, посмеивается над нынешними неформалами, это не снобизм и чужеродность, но нормальный обывательский скепсис. Ирония, не разящая, а здоровая, весомую часть которой, это заметно, разделяет и Сенчин.

…Еще проще угадать в тихом пьянице-безумце метафору модного ныне несогласного – который прятался от режима и с его гопотой, а потом достало, заштормило, он и дунул, уже после книги, на Болотную, а там и на проспект Сахарова. Ну, как Чацкий, а за ним Онегин должны были оказаться в декабристах.

И уж совсем на поверхности (благо, рассуждений о религии и атеизме, по-своему искренних и глубоких, в книге полно) – отказался от Бога, ну и оказался в жопе.
Всё это, конечно, ерунда. Шняга, как выразились бы «сенчинцы». Дезертирует герой и трещит его судьба не потому, что просмотрел, проспал, пропил какие-то варианты. А потому, что был адекватен своему гнилому времени – околонулевым. Не мужчина – а штаны в облаке обывательского цинизма. Как говорила в «Информации» девушка Алла – «планктоша» — вкладывая в словцо не офисную, а мировоззренческую принадлежность. Афористичней всего об этом сказано в «Бумере» Петра Буслова – «не мы такие, жизнь такая». Сохранили личность (если было что сохранять) люди, предпочитавшие маргинальные стратегии, как та же Алла, с ее кокаином и бильярдом, или Олег Свечин, с его литературой, халтурой и откровенно вторичным рок-н-роллом, а вот жестоко тратились те, кто, подобно герою «Информации», считали, что подобные правила одни и навсегда. Впрочем, далеко не все решались дезертировать, и тихий подвиг героя – не в слив, но в плюс ему. История обыкновенного безумия в необыкновенное время. Или наоборот?

Да, интересный писатель, хороший, непростой роман. Похоже, «Информация» задумывалась как ответ «Черной обезьяне» Захара Прилепина. А получился не ответ, но дуэт. Романы в основных линиях поразительно схожи – их герои, разные люди нулевых, завершают десятилетие с одинаково разгромным результатом, диагнозом и местопребыванием. Так же блуждают в доставшемся времени, как в лесу, помня, что когда-то были компас и тропинка… Обстоятельно и вдумчиво анализируют порнографию. Одинаково взаимодействуют с женщинами: мечутся между неверными женами и веерными подругами (и наоборот), пытаясь открыть в проститутках нечто, скрытое под функционалом… Достоевский, словом, на новой фене.

Сенчин, кстати, этот мячик нам подбрасывает, напрямую, в тексте, указывая на роман «Подросток». И, дабы не показать нам, будто впал в амбицию, ругает «Подростка» худшим романом ФМ, ворчит о неряшливости слога и неоправданности дневникового приема. Заказывали в 20-м веке Льва Толстого? С Толстыми и в 21-м по-прежнему глухо, но Достоевские, один за другим, уже трезвонят в парадное.

Виктор Папков

Роман Сенчин «Информация»

Я читал у Сенчина «Елтышевых» и рассказы. У меня после этого сложилось такое мнение, что если у литературных героев есть свой ад, то он должен находиться в книгах Сенчина. Прямо-таки представляешь, как мама-литературная героиня говорит своему сыночку – будущему литературному геройчику: «Будешь себя плохо вести, придет дяденька Сенчин и опишет тебя в своей книжке!». Действительно, автор мучает своих героев изощренно, всеми доступными средствами, он просто медленно и (тут хочется сказать «сладострастно») уничтожает их как личности. В аннотациях обычно пишут что-то про «безжалостный приговор нашему времени» и называют «новым реализмом». Хотя у меня никак не получается назвать тех же «Елтышевых» реализмом. Скорее оглашусь с критическими статьями Левенталя и Топорова. Это больше похоже на эстетизацию морального разложения, когда в падении личности на самое дно начинаешь находить какую-то красоту. (Я не филолог, почему-то лезет в голову сравнение с немецким экспрессионизмом, возможно, зря).

Аннотация к «Информации» опять обещала что-то беспощадное: «по-чеховски лаконичный и безжалостный текст, ироничный приговор реализма современному среднему классу». Начало тоже было в духе «Елтышевых». Герой – современный московский менеджер, работающий в «медиабаинге», внезапно читает СМС-ку, пришедшую его жене, и понимает, что она ему изменяет. Далее следует скандал, герой уходит из дома, он напивается, потом его кто-то бьет по голове и выбрасывает в тридцатиградусный мороз в снег. Так герой оказывается в больнице с обморожениями и его готовят к ампутации ноги. Сильное начало, тем более герой несколько раз упоминает (а повествование ведется от первого лица), что он должен рассказать о всех постигших его ударах, показать, как сурово обошлась с ним жизнь. Так что ждешь чего-то такого… В сенчинском духе. Но, к удивлению, никаких особых ударов не происходит. Ногу удается спасти, деньги все-таки могут многое даже в нашей медицине. Да, с женой разводится, при этом жена делает гадости – отсуживает деньги за квартиру, которую герой купил уже после того, как они разбежались, но до официального развода. Плюс еще за эту же квартиру ее бывшая хозяйка вытребовала через суд 50 000 долларов. Это огромные деньги для многих, но герой их выплачивает! (кстати, зарплата у него вроде бы 23 000, при этом ясно, что не долларов). Да, одна девушка ему отказывает, а вторая оказывается немного того. Да, на него начальник на работе наехал. Но вроде бы это почти все «удары», которые постигли героя. В остальном он просто живет, ходит на работу, видимо, делает «леваки», сводит людей друг с другом…

И еще – постоянно пьет. Интересно, сколько страниц в четырехсотстраничной книге, где не выпивается хоть одна рюмка или стопка? И дело даже не в том, что пару раз он уходит в серьезный запой – дело в том, что когда он и не в запое, он постоянно выпивает. В итоге допивается до белой горячки, впрочем, из нее умудряется вылезти – опять-таки деньги, деньги, в вытрезвитель он не попадает. Потом еще раз. Снова вылезает, но то, что в конце герой сидит запершись, выключив свет, и всего боится – это уже вполне можно списать на алкогольный психоз. И ведь не назовешь его алкоголиком, как-то при слове «алкоголик» другие образы вспоминаются (возможно, точнее характеризуемые выражением «пьянь подзаборная»). Такой приличный молодой человек, с квартирой, с очень приличной машиной, Тойотой Селикой…

В общем, чем ближе к концу, тем явственнее понимаешь страшный план автора по отношению к своему герою. Нет и не будет у него никаких испытаний, от которых он мог бы сломаться. Нечему там ломаться. Начинаешь обращать внимание, что у героя вообще нет никаких целей в жизни. И речь даже не о глобальных планах – типа, спасти человечество или завоевать мир. (В юности, он, кстати, мир изменить хотел). Даже каких-то локальных планов нет, сходить в кино на какой-то фильм. Прочитать все книги из длинного списка нацбеста и написать на них рецензии. У него нет хобби. Работа ему неинтересна (это заметно во время его поездки в Дагестан). Не очень веришь даже, что он любит Ангелину, за которой ухаживает. Такой абсолютный внутренний ноль. Похоже, что ему даже пить-то толком неинтересно. Просто, вот, пьется. Я уж молчу про какие-то «активные жизненные позиции», хотя об этом почему-то говорится в аннотации. Так что Сенчин стал гораздо изобретательней в выстраивании литературного ада для своих героев. Они не смогут из него вырваться, потому что этот ад становится внутренней сутью героя, они этот ад даже не замечают! Да и читатель-то не сразу этот ад осознает, нет при чтении «Информации» того тяжелого чувства, которое было при чтении «Елтышевых». Просто читаешь информацию о герое (он так назвал файл о себе, «Информация») — и все.

А еще Сенчин стал (по моему скромному мнению, естественно) в «Информации» гораздо ближе к реализму. Именно в том понимании, которое вдалбливала нам в детстве учительница литературы: типический герой в типических обстоятельствах. Конечно, вряд ли можно найти такого абсолютно пустого героя, но и гоголевских Плюшкиных и Маниловых вряд ли кто-то встречал в чистом виде, однако в реализме Гоголю вроде никто не отказывает. И еще – я правильно понял, что герой остался безымянным? Как-то только к концу книги дошло, что имени-то его я и не знаю, вроде бы и не встречалось в тексте…

В общем, не только литературным героям надо теперь бояться страшного автора романа Сенчина. Читателям тоже стоит задуматься, не попадешь ли сам в следующий роман…

PS. Еще много писалось о самоиронии автора, выведшего себя под именем Свечина. Мне сложно судить о том, кто под каким именем выведен в романе, я не знаю так хорошо наших литераторов. Но не удержусь от цитаты (рассказывается об одном литературном собрании с чтением своих произведений):
«Пухлотелая девушка с лицом египтянки сообщила, что у литературы остался единственный путь – «путь летящей в толпу бомбы», после чего прочитала свой рассказ от первого лица, в котором доведенная до безумия бытовухой героиня изрешетила размороженную курицу кухонным ножом.»

Сергей Боровиков

Роман Сенчин «Информация»

Давно не доводилась читать произведения в такой мере отвечающего всем формальным требованиям, предъявляемых к жанру романа, как «Информация» Романа Сенчина. Четко обрисованная сюжетная линия, центральный герой – мятущийся и современный по атрибутам своего труда и быта, Москва, со многими приметами именно современной жизни: марки автомобилей, суммы зарплат, названия реальных улиц, офисов и ресторанов, усредненные отношения вроде бы падающих и вроде бы вполне нормальных героев.

Некие как бы современные ходы вроде того, что фамилия героя прозрачно отсылает к фамилии автора.

Но…

У Чехова один персонаж, когда ему на голову падает книга, кряхтит: как они, однако, толсто пишут.

Толсто пишет и Сенчин. Толсто, подробно, я бы даже сказал добросовестно. Только как бы мягче сказать – уж слишком просто.

Слог прост как мычание. Сел-встал, пришел-ушел, налил-выпил, трахнулся-обозвался, встретился-расстался, выпил-закусил. Самое большее, чем автор побалует читателя — зачем-то перечислит марки автомобилей, едущих мимо героя по московской улице или сообщит стандартное меню кафе.

Вот, неугодно ли?

«Вообще дни в нашем агентстве протекали спокойно. Мы сидели в кабинетах по три-пять человек за компьютерами, выискивали в Сети информацию, тихо разговаривали по телефонам, принимали заказы и связывались с редакциями газет, телеканалов, радиостанций, чтобы заказы пристроить. Но большую часть времени играли в стрелялки или «Цивилизацию», копались в интернете.
Вспышки активности происходили изредка, когда нужно было разработать и реализовать крупный проект…»

И так 440 страниц.

Кажется, что автор писал, сдерживая зевоту.

Но может быть так и надо писать про современную жизнь?

Встал-сел, поел-пукнул, пошел на службу, где людей не видно, только вентиляторы системных блоков гудят, словно в старину мухи в канцелярии.

Нет, не просто современную, а московскую жизнь. Ох, уж эта Москва! Знаем мы эту Москву! Ох, уж эти москвичи…

Скорей всего именно такую цель и ставил перед собою Роман Сенчин. Отсюда и конгениальное содержанию название романа.

Но скучно, господа, читать эту информацию, увеличенную – перефразируем образ г-жи Славниковой, до размеров романа.