Владимир Козлов «Домой»
На этот раз жж-юзеры порадовали не очередным беспомощным опусом для офисных дебилов, а книгой писателя В. Козлова. За это им даже можно простить всю остальную галиматью, которую они поддудонили до этого. Получается, что и среди юзеров тоже не все такие уж круглые идиоты (как говорится, «и среди евреев тоже бывают хорошие люди»). Седьмая по счету книга Владимира Козлова (у него есть еще и 3 документальные – о субкультурах) написана так же блестяще, как и предыдущие. Его язык совершенно не поддается стилизации, и закосить под него задача не имеет решения. Это так же невозможно, как литературным способом (посредством слов) передать звуковой фон повседневности, когда ничего не происходит и который никто не замечает. Если в этот неуловимый для слов аудиоряд вдруг встраивается какой-то обрывок разговора, то это будет не придуманный писателем диалог, а именно точно отсканированный живой фрагмент уличного фона. «Захожу в метро. В вестибюле – не протолкнуться. Сзади базарят два чувака. — Это что еще за ебатень? Откуда столько народу? — Гастарбайтеры, бля, кто ж еще? Из-за них ни пройти, ни проехать. На хуй они здесь нужны? — Как это, на хуй нужны? А улицы кто будет подметать? — Без них справимся. Своих алкашей, бомжей выгоним – пусть работают, а то хули они только бухают… — Да, правильно. А гастарбайтеров всех, на хуй, за город – и стрелять. — Нет, лучше не стрелять, а взрывать. Если стрелять, то закапывать надо, а так – мелкие куски останутся, их собаки пожрут. — Собак тоже надо взрывать. Заебали уже – по городу бегают стаями. Как будто не Москва, столица, а какой-нибудь Урюпинск…» Во всех своих книгах Владимир Козлов является непревзойденным акыном повседневности, унылого однообразия жизни, в которой почти никогда ничего не происходит; он никогда ничего не выдумывает: в обыденной жизни действительно ничего особенного и не происходит – при этом написано так, что оторваться невозможно, и каждую новую книгу всегда ждешь с большим нетерпением. Там нет ни одной сколько-нибудь неверной ноты – как и сама повседневность не может быть фальшивой. Повесть «Домой» в отличие от предыдущих книг построена сложно. События протекают в трех различных направлениях. В самом начале 90-х – на родине, чуть позже – в Польше, в начале нулевых – опять же на родине, в 2006 г. – в Москве. Фон везде фирменный авторский, узнаваемый с полуслова; характер разговоров и мыслей героев остается прежним – они по своей природе не могут обмануть – как ничего неискреннего на этот момент не может быть, например, в человеке, который сидит дома один и чешет жопу. Или вообще ничего не делает, видя перед собой привычные, скучные предметы. Но сверхзадачей в этой книге является построение довольно сложного фикшенного, почти тарантиновского сюжета с непрерывным зигзагообразным перемещением героя во времени и пространстве – поэтому это более напряженное чтение, чем «Школа», «Гопники» и «Плацкарт». Сюжетная ветка событий начала 90-х в Польше, например, очень динамичная, а главы, написанные в духе роуд-экшн – о том, как Батон, Питон и Чика вместе с главным героем Сушей гоп-стопят челночный автобус, или про то, какое палево приключилось в Польше на барахолке, когда герой на секунду вылез из машины, чтобы провести рекогносцировку – пора или еще не пора начинать работу – рэкетировать торговцев – как тут же у него на глазах полицейские внезапно расстреливают всю банду (Батона, Питона и Чику), а он один случайно остается в живых – выше всяких похвал. Никакого «мыла», никакого пафоса, никакой идеологической ваты – отличная книжка, ставлю пять.