Виктор Пелевин «Ананасная вода для прекрасной дамы»
Новый сборник Виктора Пелевина «Ананасная вода для прерасной дамы» состоит из замечательной повести «Боги и механизмы» и пары-тройки маловпечатляющих «психоделических» рассказов. В отличие от этих новелл, напоминающих угловато-путаные заготовки «на подтычку» к повести, не дотягивающей по объему до книги, за которую читатель согласится выложить более трехсот рублей, основное произведение производит впечатляющее действие: как всегда, кажется, что Пелевин знает ответы на вопросы. И проясняет мне, читателю, кто, чем и как движет жизнью нашей страны, да и мира. То, что речь идет именно о «многострадальной нашей родине» ясно из заглавия: словосочетание «прекрасная дама» — явная аллюзия на Блока, у которого «незнакомка» олицетворяла Россию. И какие же «Боги и механизмы» управляют ею? Ну ясное дело, евреи — издевается Пелевин над сторонниками всемирного заговора. Славный, добрый, честный, смелый, но опасающийся (неважно чего) главный герой по имени Семен из Одессы, вдруг, по требованию ФСБ должен прикинуться Богом и выносить мозг американскому президенту и другим авторитетным личностям. Как всегда, Пелевин украшает свое произведение фразами, которые вполне могут претендовать на афоризм, равный целой философии. Не удержусь и процитирую один из таких афоризмов, ради которых, собственно и покупаешь его книги: «Распятие Христа – внутреннее дело еврейского народа». Как вам? У меня от таких находок психоэмоциональный оргазм. Стиль Пелевина, как всегда, лаконичный, мужской, без словесных завитушек и трепетных сияний, прилагательные – строго по делу, диалоги – бодрые. Беседы и методы работы героев-силовиков – достоверные: циничный патриотизм под хоровое пение «С чего начинается Родина?». Вообще, похоже, в Викторе Пелевине «погибает» драматург: его произведения – это пьесы, ведь именно в пьесах все главные характеристики героев и их поступков – речевые.