Наль Подольский «Время культурного бешенства»
Небольшая книга Наля Подольского преисполнена азарта и пророчеств. Написанная с долей бесшабашности и безоглядности, с некоторым пренебрежением к условностям читательского восприятия, она воспринимается как развернутая реплика к определению современности и ближайшего, удивительно точно предсказанного будущего. Короткий роман Наля Подольского включает в себя все, что подобает настоящему приключенческому роману: нетривиальную завязку, интригу, удерживающую внимание читателя до самого конца, точные, узнаваемые психологические зарисовки действующих лиц и еще многое, что принято без дальнейшей расшифровки определять термином suspense. И при всем при том речь идет о неизбежном предстоящем конституировании пятой власти, власти художников, власти арт-пролетариата, который сегодня приближается по своей численности к тому пролетариату, которому Маркс завещал будущее. Узнаваемые петербургские персонажи вполне себе милы, особенно фотографы, к которым автор относится с особым пристрастием (включающим в себя и снисходительность, и иронию, и поддразнивание), милы их мудреные высказывания и скрытые, подразумеваемые претензии: «поэты сами господа», «художнику никто не равен» и прочее в том же духе. В действительности положение остается выносимым лишь потому, что художникам с величайшим трудом дается классовая солидарность, ибо каждый из них по природе своей одиночка. Но если представить себе невероятное, а именно, а именно, обретение солидарного классового сознания, мало не покажется – претензии родовой аристократии сразу померкнут перед гонором ясновельможных авторов. Как бы там ни было, предостережение в высшей степени уместно: невероятное сейчас может стать очевидным уже завтра. Невинная шутка Наля Подольского, на мой взгляд имеет статус пророчества. И книжка достойна премии. Прочитав немало претендующих текстов, я даю этой книге 1 балл.