Виктор Пелевин. «Т»

Рецензии

Наталья Рубанова

Виктор Пелевин «Т»

«T», chto Victor propisal

Читать и перечитывать будут. Энергетическая книжечка-то… своего рода гипнотический текст. В котором (загибаем пальцы): 1) юмор, как ни крути у виска, блистательный; 2) сатира – как не крутить? – великолепная; 3) эрудиция – крутить не вредно – глубочайшая; 4) сюжет – вредно не крутить – увлекательнейший; 5) изложение – что там для бест’off еще? – летящее, а потому, господа хорошие и не, какой, к Ариэлю, «новый реализм»? Словно бесприданницу страшненькую, хлопают по плечу жанрик за красивые (якобы) гла… ан нет: «Т» в вещество мозговое закиньте, – болезнь как рукой снимет. … Итак, потерявший память граф Т, он же Железная Борода (далее ЖБ), он же король уникального боевого искусства под названием н е з н а с («непротивление злу насилием»), отправляется в загадочнейшую из загадочнейших Оптину Пустынь. «Правящему дому» намерение графа проникнуть в место сие представляется опасным – и впрямь: ежли каждая Борода, особенно – Железная, нос свой в сакральное, понимаешь, пространство, совать начнет… ЖБ, впрочем, упрям: пробирается из Поляны своей Ясной в Пустынь Оптину, хоть ты тресни – аж на контузию «забивает»: память пусть и потерял ввиду линии детективно-мистической, но с головой в общем и целом дружен. А дальше самое интересное: на грузовой барже встречается он с тем, кто имеет безграничную власть над всеми без исключения аспектами его существа – неким Ариэлем Эдмундовичем, носящим простую русскую фамилию Брахман: демон, ангел, литературный, простидеус, редактор, кукла чертова… Пелевин его знает, кто господин сей на самом деле. Помимо сугубо мистических должностных обязанностей, г-н Ариэль п о п и с ы в а е т. Это называется чем-то вроде редактирования жизненного сценария ЖБ… ну а ч/ю Писателя П. безгранично: не захочешь – хохотнешь, увидев на выходных данных «литературный редактор А.Э. Брахман», с которым мирно соседствует всамделишный издательский люд. Вернемся, впрочем, к нашим графьям.

Итак, тот самый А.Э. Брахман, пока еще не укокошенный любовно графом Т. Писателя П., является якобы источником всех мыслей, переживаний и импульсов ЖБ, который, конечно же, поначалу – и, как выяснится в самом конце, – не хочет в это верить, и правильно делает. Осведомлен о магии мысли-то, в коей волшебства никакого нет, а одна лишь чистая, аки «Слеза комсомолки», неразбавленная энергия намерения – та самая, что реальность, исходя из мотивов с м е ю щ е г о п о м ы с л и т ь, меняет. Однако после беседы с княгиней Таракановой (рассуждения в духе «Сам по себе человек не более переменчив, чем гостиничный номер. Просто в разное время его населяют разные постояльцы»), озадачивается, и слова тов. Брахмана, «являющегося по отношению к другим людям скорее божеством, нежели существом того же класса», уже не кажутся ему ересью. Тем более что товарищ сей Б. в некотором роде а в т о р: да уж, свезло так свезло! Б., впрочем, только и делает, что травит байки о пол&лит-ре с точки зрения мистической своей занебеснутости да рассуждает о том (подключая каббалу и «винтажные» воспоминания о чудо-дедушке, владевшем «тайной творчества»), какими «невероятными силами обладает человек, борющийся с чистым листом бумаги». Прелюбопытнейшие, надо сказать, у пишущего р е д а к т о р а (примерно так позиционирует себя Ариэль) беседы с пишущим графом-то случаются! О грехе райтерском, грехе создания новых сущностей говорить изволят-с: «душам умерших писателей впоследствии приходится играть героев, испекаемых другими демиургами», потому как не Главным Криэйтором сущности эти инициированы… Саспенс-саспенс! Мало того, у Ариэля имеется некая таинственная рукопись, мистическим образом действующая на судьбу ЖБ (п р и х о д в конце тоннеля книжного обеспечен)… А самое «пелевинское» в сей ситуации то, что ЖБ, испытывающий постоянный, как выразились бы душеведы, «когнитивный диссонанс», является, с одной стороны, выдумкой Ариэля – с другой же, он абсолютно реален (о природе реальности, впрочем, умолчим). Вообще же, ЖБ, он же граф Т., – просто герой повествования некоего автора (Писателя П., возможно), от которого, по словам все того же Ариэля, «требуется преобразовать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль» – ну, то тема отдельная. «Литературное творчество превратилось в искусство составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом. Это тоже своего рода каббала»: про книжнорыночную магию, на которую молятся дорогие сердцу Писателя П. (ведь есть же и у него, наверное, сердце – пусть и справа, не как у всех, но есть же) маркетологи, написано, что называется, вкусненько – вкусненькая, надо думать, и р ы б а, которой потчевала графа Т. княгиня Тараканова. Допотчевалась, кстати, до того, что граф Т. возьми, да и проассоциируй себя с фиш’кой: той самой Brochet tarakanoff, она же «щука по-таракановски» (настоящее классическое ружье первого литкоитуса, стреляющее непрерывно, правда, из главы в главу, а не только в третьем, смертью Брахмана прерванном, акте). Щука, составленная из нескольких крупных рыб, соединенных вместе, – вот вам и «дракон», по образу и подобию нашему скроенный… Ариэль, повар душ человечьих, главный создатель мифа ЖБ, созданного Писателем П., соединяет куски его щуки-анимы. Большую же часть живого текста – иначе говоря, жизненного сценария графа Т., – прописывают другие аццкие сотонки. Аналогия с земным вордовским афроамериканством: бригада райтеров пишет roman, и каждый отдельно взятый буквопроизводитель отвечает за, будь он неладен, «отдельный аспект существования героя» (мне, кстати, не раз предлагали сделать такого рода литтранзишен – ну, это к слову). В пух и прах разносит Писатель П. «разумное, доброе, вечное» (время ТЭ: а был ли мальчик?). Добавим сюда «незыблемое» – в тартарары летят все «психологические глубины», потому как о в ц ы даже не догадываются о том, что их мозгами, будто грифелем, пишут/ломают занебеснутые пастыри очередную комедию. Итак, люди как куклы – мысль стара, зато со вкусом (фирменным пелевинским) поданная. Фамильное княжеское блюдо… а вы что же, до сих пор думаете, будто иначе «сшиты», нежели щука по-таракановски? Саспенс-саспенс! Люди как буквы, люди как абзацы, люди как страницы Живейшей Из Жен: буквально – из п о г о л о в ь я сотканные листы… (Собственно, мистики и рассматривают отдельно взятую г о л о в у не как голову человека, но существа, лишь готовящегося им стать – людей, по большому счету, на шарике нет… Нас с вами, впрочем, тоже, – и попробуйте доказать обратное какому-нибудь брахману!). И грустно и смешно, но больше – грустно: пульсацию боли-то (сердце Писателя П., пусть и правомоторное, не как у всех, остается сердцем) не скрыть, все одно прорвется: ничего-то «венец творения» не смыслит, ну а раз так, можно и релакснуть, что граф Т. не без помощи девки Аксиньи и проделывает. Девка Аксинья же, не будь дурой, до таких глубин его доводит, что граф наш чудом не ЕБЖится. После «распутного греха» он задумывается о том, что путь «от состояния ангела до блудливого демона» человек проходит за секунду, поражаясь, что никакого шва, никакой заметной границы между состояниями этими нет… (И напоследок: «Совсем ведь не чувствую народной души, только притворяюсь»). Всем этим фирменными «па» и анима-«ню» Писателя П. дышит в затылок, на самом деле, один вопрос, который и задает себе мыслеформа главного героя: «Единственный вопрос – это о смысле устроенного подобным образом мира». Бессмысленно анализировать «Т». Это роман-улет, роман-инсайт, роман-нероман – и все паззлы сошлись, и кукла очеловечена, и «венценосная» двуногая дрожащая тварь, раздувающая эго-меха, получила, наконец, по шее: она, тварь, не ведает, что «разные сущности создают ее, действуя поочередно…». Кстати: в пятой главе есть фраза, вложенная – Писателем П.? А.Э. Брахманом? Л.Н.Толстым? – в уста графа Т.: «Крадущийся зверь не ощущает себя крадущимся зверем. Хищнику не нужны метафоры». Писателю П. тоже: ТЕКСТ р а б о т а е т и без «мелизмов», ТЕКСТ крушит стереотипы и взламывает зараженные фальшью земные коды, вставляя в черепную коробку такого гротескного существа, как человек («разумный»: однако и ч/ю у этих брахманов!), дозу яда, который уж если не угробит читателя, то всенепременнейше укрепит. Ну а дописывает граф Т. книгу своей жизни сам. Один. Без, как в бородатом том анекдоте, ансамбля. Мало того – заявляет Ариэлю, будто он, ЖБ, его придумал, и точка. Гипотетическая кость позитива в виде луча Ильича, что брезжит в конце усовершенствованного санузлом тоннеля (у анимы свои отходы), читателю кинута: «И этот луч – я сам, – говорит граф Т. – Я был им всегда и вечно им буду. Вы считаете, мне нужна какая-то еще сила?». Ничего не напоминает?.. Во время суда на Алису набрасываются игральные карты; девочка просыпается, и… в этот самый момент одному их кукловодов моих приходит в голову: а не отдаться ли по высшей трехбалльной шкале нацбестовской графу Т. Писателя П., у которого сердце хоть и справа, но все же есть?.. Если девка Аксинья фитилек, чтоб не коптил-то, прикрутит.

Дмитрий Орехов

Виктор Пелевин «Т»

Роман «Т» снова демонстрирует привычный постмодернистский набор Пелевина: сплав разных приемов и стилей; ироничное цитирование; использование известных сюжетов (путешествие Толстого в Оптину пустынь) и имен (Толстой, Достоевский, Победоносцев). Все это густо замешано на эзотерике и восточном мистицизме (буддизм, каббала).

О вечных ценностях автор знает, однако не верит в них; его идеалом, как у самых последовательных постмодернистов, является хаос. Хаос, как первоначальное состояние не-упорядоченности, не-скованных возможностей. Хаос нового романа Пелевина таков, что законы повествования выдумываются на ходу, и потому читатель не знает, что его ждет на следующей странице: то ли лошадь заговорит, то ли покажется Достоевский, остреливающий из гранатомета мертвые души.

Итак, некий граф Т., (имеющий, кстати сказать, мало общего со Львом Толстым) отправляется в Оптину пустынь (что это за место, никто толком не знает). По пути графу встречается дух по имени Ариэль. Вскоре оказывается, что это никакой не демон, а… Ариэль Эдмундович Брахман, один из авторов книги, которую по заданию издательства сочиняют Митенька Бершадский, Гриша Овнюк и Гоша Пиворылов. В этой странной истории, где действуют как создания, так и демиурги, все меняется, разные планы реальности (не-реальности) наползают друг на друга, а образ самого главного героя меняется, течет, ускользает. Чтобы читать такую «ускользающую» прозу, нужна подготовка. Наверное, у многочисленных читателей Пелевина она есть.

Евгений Мякишев

Виктор Пелевин «Т»

Витамин «Т»

Пелевин мне нравится. Иногда – в большей степени, иногда – в меньшей. Как нравился «брат» Балды заяц преследующему его чертёнку. Примерно таким спринтером я себя и чувствовал, читая роман «Т». И заяц давно упрыгал в лес, и Балда верёвкой крутит, по новой воду мутит, и море-волнуется-раз, а я бегу от строки к строке, от главы к главе – в погоне за… пустотой. На дистанцию меня занесло давно – в 90-х минувшего века. Занесло – и по-хорошему «вставило». Пустотой (и – соответственно – Чапаевым). Подобным наркотическим эффектом обладает и витамин «Т». В порядке знакомства с читателем герой – «Настоящий народный герой, хоть и граф!» – на ходу выпрыгивает из купе поезда, вышибив лбом окно, планирует на воду, расправив фиолетовую рясу-маскхалат наподобие крыльев летучей мыши, и теряет память. Теперь не только мы не знаем, кто таков этот «благородный аристократ» из Ясной Поляны, но и он сам. Вскоре появляется гипотеза: граф Т. – персонаж будущего бестселлера, который в конце нулевых годов XXI века пишет бригада спецов во главе с каббалистом-любителем и литературным барыгой Ариэлем Эдмундовичем Брахманом (особо пытливым пелевинолюбам советую заглянуть в выходные данные «эксмовской» книжки). Но не исключено, что похождения графа снятся писателю Толстому под воздействием амулета, одолженного индийским мудрецом. Тут, конечно, грех снова не вспомнить «Чапаева и Пустоту»: видящих друг друга во сне бабочку и китайского коммуниста. Тем паче, что и сам Василий Чапаев, совсем еще молодой и на бравого красного комдива не похожий, всплывёт на 313-й странице. «Т» – экшн-матрёшка. Накрученный и чисто по-пелевински замороченный. Мне было интересно, чем будут «вставляться» его герои, ибо в предыдущих произведениях Пелевина практически все известные наркотические препараты так или иначе использованы. Долго ждать не пришлось – уже на 76-й странице граф сжевал колосок ржи, пораженной спорыньёй. Но и безо всякой спорыньи «Т» – абсолютно глючный трип сознания. И хотя «Достоевский-трип» написан не Пелевиным, по бородатым классикам автор «Т» прошелся с размахом, с Толстого лишь начав. Герой, путешествуя по рядам-кругам миров-испытаний в поисках себя, а заодно и Оптиной Пустыни, о которой ему ничего не ведомо, попадает в альтернативный Петербург – серый, мрачный, отравленный радиацией город, где Федор Михайлович из снайперской винтовки расстреливает прохожих, чтобы изъять у них водку и колбасу. Однако основная фишка – не экшн, не кислотные глюки, не умеренные вкрапления философских восточных телег, российских анекдотов и переваренной-переосмысленной видеопродукции, прихлынувшей к нам с Запада. Пелевин – мичуринец, который в свое время привил невинно разгуливавшим на постсоветском пространстве широким массам штамм постмодерновой заразы, – в «Т» изящно выстёбывает философские толковалища прошлого столетия: споры о литературном творчестве, о роли в нем автора, героя и читателя. Так что читатель просвещённый-умудрённый тоже вволю похохочет. Но и читатель наивный – буде такой ещё остался – получит своё: сюрровый приключенческий роман, остросюжетный, остроумный и в чём-то даже остроактуальный.