Валерий Панюшкин «12 несогласных»
Красная свитка-2012
Книга Валерия Панюшкина интересна будет, вероятно, читателю не только российскому, но и западному (неслучайно номинатором выступает литагент из Германии Галина Дурстхоф). Российскому – ну это понятно. Западному – потому как европейцам, несмотря на всю их разноформатность, все еще любопытно, какие медведи – privet, vedmed?.. – ходят если уж не по улицам, то в головах постсовьеццких господ. Да, им все еще любопытно, как живут «этьи руйсские» – меж тем как русские в массе своей понятия не имеют об антиправительственных театральных постановках (ведь все т.н. марши несогласных – суть лицедейство, пусть и приправленное борьбой за «великую идею»). Потому что русские и примкнувшие – дастиш фантастиш – есть симбиоз ТВ да бытового, профессионального и психосексуального, чаще всего с трудом подавленного, невроза. Потому что русские, живущие «в этой стране», узнают об этой самой стране «из официальных источников». И русские эти, не будем забывать, зациклены в первую очередь на прокорме; вторым пунктом выстреливает словечко «алко», третьим – «секс», появившийся на территории сей, сказывают, аккурат после распада СССР. Когда же русским прямоходящим задают простой детский вопрос: «Вы и впрямь считаете, будто виварии необходимы?» – они (если не уточняют, что, собственно, такое «виварий») становятся агрессивно-жесткими: да, «они действительно».
Забавно: неужто автор книги и впрямь думает, будто ради такого вот, сорри, электората стоит «не соглашаться»?.. Замолвим слово о биоэтике, без соблюдения неписаных законов которой двуногий, будь он хоть семи пядей во лбу, человеком считаться не может. И без которой политика – и тем паче культура – превращаются в тот самый бублимир, описанный Крусановым в «Мертвом языке». «Факты, – вспомним Хаксли, – не перестают существовать от того, что ими пренебрегают». Итак, не хватает тринадцатого «несогласного»: того, кто считает чудовищным убийство л ю б о г о живого существа.
Ну а пока – 12. Двенадцать заведомо обреченных на неуспех «игроков». У каждого – свой зуб на чудище обло под названием государство («аппарат принуждения»: со школьной скамьи…). У каждого – своя трагедия и свой драйв: иногда, впрочем, кажется, будто все эти люди не соглашаются подчиниться «аппарату принуждения» лишь из-за нехватки острых ощущений, и движет ими в первую очередь максимализм, спровоцированный, опять же, простой трехмерной скукой. Панюшкин пишет о том, что хорошо знает. И, в отличие от иных журналистов, считающих себя писателями, пишет складно-ладно. И даже что-то стогоffское («mASIAfucker») – дух, дух бунтарский – будто б проскальзывает в самом начале…
All inclusive: тут вам и бесланские события, и рассказы об элитных спецназовцах – легендарном диверсионном отряде «Вымпел», и о путче 91-го, и о Ходорковском… Не чужд автор «революционной романтики»: вкусно прописан, скажем, кусок, повествующий о том, как ребята в буквальном смысле з а в и с л и (альпинистское снаряжение) у самого Кремля – между сводом Каменного моста, – и растянули плакат «Верните народу выборы, гады!». Глупость, конечно (разбежались), – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не стреляло.
«Двенадцать несогласных» и есть, возможно, тот самый нацбест: разглядев под фирменным авторским микроскопом не что-нибудь, а всамделишную к р а с н у ю с в и т к у, читателю остается лишь поаплодировать городским сумасшедшим, увековеченным в его книге. Потому как двигала ими все же не только жесткая адреналин-зависимость. Не только «игра в героев». Впрочем, изучая подобные «пробы жизни», прикидываешь: может, и впрямь лучше будет, если древние пророчества-таки сбудутся, и шарик наконец-то очистится?..
Очистится, не оставив ни «согласных», ни «несогласных».