Сергей Соловьев «Слово за слово»
Подчас биография художника бывает куда более захватывающей и самобытной, чем его произведения. Пожалуй, то же самое можно сказать и о книге Сергея Соловьева — отчасти воспоминаниях, отчасти мастер-классе. Прочитаешь «Слово за слово», познакомишься с кругом общения режиссера, узнаешь о безумных событиях его жизни — и не надо тебе уже ни «Ассы», ни «Черной розы — эмблемы печали». Среди друзей Сергей Соловьева — Александр Абдулов, Сергей Курехин (для режиссера они по-прежнему живы), Борис Гребенщиков, Ричард Гир, Синди Кроуфорд… Собирался было автор написать и о «плохих, по-настоящему очень плохих людях», но потом понял: «Если начать описывать их по мере сил художественно, многогранно, не примитивно, злость уйдет, и их присутствие в книге, да и в самой моей жизни, станет просто некоторым славным драматическим обертоном, вполне толково усложняющим главную тему — тему верной любви и хорошей дружбы».
Возможно, самые интересные страницы книги — те, на которых автор делится секретами мастерства режиссера и сценариста (опять-таки при этом просмотр описываемых фильмов и чтение сценариев может быть не обязательным). Вот жена Таня просит Сергея Александровича нучить ее писать сценарии. «Прежде всего надо с чего-то начать, — открывает мастер-класс муж и режиссер. — Нужна какая-то яркая, почему-то запомнившаяся тебе картинка, но не вздумай искать в ней какое-то скрытое значение или подтекст. Можешь вспомнить что-нибудь роскошно-дурацкое из твоей или из чужой жизни, или совсем не из жизни, а из приятных тебе фантазий, толком ни к чему не относящихся, но впечатляющих?..»
Спорны, но заслуживают внимания размышления Сергея Александровича о «чистом кино» и «чистом театре». Мгновения созерцания «чистого искусства» он сравнивает с тем, как «в глубокой старости люди точно так вот наслаждаются просто тем, что смотрят на дерево, на листву, которую шевелит ветер. Сколько бы это зрелище ни длилось, оно их волнует. Это самое лучшее кино». Пожалуй, следует признать, что в этом Сергей Соловьев прав, хотя естественный вывод из этой мысли — то, что в искусстве (чем-то искусственном ) нет никакой необходимости.
Ну а тот, кто еще не дорос то того, чтобы ограничиться созерцанием трепещущей листвы, звезд и облаков, может почитать книгу Сергея Соловьева и вместе с ним беззлобно посмеяться над балаганом мира искусства.