Родион Белецкий. «Яростный Дед Мороз»

Рецензии

Александр Секацкий

Родион Белецкий «Яростный Дед Мороз»

Претензии, звучащие в адрес многих современных писателей, что их де трудно читать в силу густой метафорической зашлакованности текста, витиеватости сюжетных ходов и неизбежности читательского сотворчества в области усилий осмысления произведения практически не касаются автора этих рассказов. Забавные, коротенькие и одновременно проницаемые мысли, удобно разделенные на небольшие абзацы, легко читаются, хорошо усваиваются (извиняюсь за кулинарный термин) и … запоминаются.

Вот рассказ «Николай не понимает». Лаконичными средствами создан жизнеспособный герой, радуешься единственно правильному принятому им решению – написать о себе роман, «серьезный и откровенный труд о своей жизни. Ловишь себя на искреннем беспокойстве по поводу утраченного этого текста и даже легкое сожаление, что роман Николая в этом оборванном повествовании не прочтешь. А перед этим — штрих пунктир мыслей от размышлений, от давших название рассказу :«Николай не понимал, почему он не знает закон Ньютона, а знает, например, что у американского певца Майкла Джексона есть сестра Латойя. ,: да мечтаний, изложенных с подкупающей непритязательностью: «Николай мечтал о том, чтобы все женщины, с которыми он встречался, получали бы от этих встреч такое удовольствие, что уже не в силах были бы его покинуть. Звонили бы и умоляли о следующем свидании. Тогда бы он каждый день убеждался в своей ценности и значимости. ««Вот бы иметь пять трехкомнатных или четырехкомнатных квартир. Можно было бы сдать их внаем и ничего больше не делать. Хотя придется бегать от квартиры до квартиры — проверять, все ли в порядке. Надо будет деньги с арендаторов собирать. Тоже много мороки. Короче говоря, пять квартир могут и не принести желаемого счастья».

Дальнейшее чтение Рукописи «… Дед Мороз» утверждает в мысли что кажущая незатейливость — это незатейливость домашнего пирога, всякий кто однажды сам пытался управиться с дрожжевым тестом знает, сколько труда, секретов нужно знать и какова роль удачи и благословения, если не свыше, так хоть от домового.

В маленькой повести « Главная героиня» подкупает удивительная трогательность повествования. Банальными казалось бы средствами рассказано о преображении. Завлит провинциального театра Людмила Алексеевна, Х-летняя разведенная женщина , «пахнущая старой дачей», впервые высказывает несогласие с репертуарной политикой главрежа. Она искренне возмущена предстоящей постановкой пьесы «Сердце на роликах» молодого московского выскочки драматурга. « У Людмилы Алексеевны участилось дыхание. Так много захотелось ей сказать:

— Она написана безграмотным человеком. И язык, и образы. Нет ничего светлого в ней. Она банальная, с надрывом, но надрыв этот нехороший, искусственный…»

Однако с приездом молодого дарования, драматурга Миши ветер перемен ворвался в её жизнь в прямом и переносном смысле. Действием двигало вначале чувство протеста. Но вот оно трансформировалось. Открыта забитая не первый год гвоздям форточка, сменена на модную прическа, распустились цветы душевной щедрости. Как в песне, всё стало вокруг голубым и зеленым. И приятен даже запах алкоголя в кабинете . « Людмила Алексеевна поняла, что пропала» . Со всеми сопутствующими издержками – уколами ревности и…. смехом сослуживцев. Вот её единственная якобы приятельница в театре, библиотекарь Вианна. « Читать ей не нравилось, но она по-настоящему любила книги. Всё равно, что иной матери не обязательно вести с ребёнком долгие беседы, чтобы любить его от всего сердца.

Людмила Алексеевна приходила к Виане поговорить о падении русской культуры.…». Теперь и она говорит с Людмилой еле скрывая усмешку. По меткому выражению артиста Кудрявцева «Людмила себе свисток намундолила».

Чудеса возможны в этом кукольном театральном мире. Успех первой постановки Мишиной пьесы, «Людмила Алексеевна почувствовала себя так хорошо, что у неё запершило в горле….. Словно начал сбываться давно заготовленный план, по исправлению её жизни Она стала элитой театра. И всё произошло как-то само собой».

И … заключительный капустник, «А потом показали её.

Артист Зверев вбежал на сцену в женском платье и начал кривляться. Людмила Алексеевна поначалу ничего не поняла.

Что это за женщина в дурацком парике и с нервным тиком?

Зверев, поправляя накладной бюст, отыскал в зале драматурга Мишу и начал строить ему глазки. Миша стал подыгрывать Звереву. Даже поцеловал тому ручку.

Труппа смеялась дружно и громко. Повернув головы, бросали взгляды на Людмилу Алексеевну» , осмеяние актерами, смертельная обида и невыносимая боль, выход из наваждения. Она выбрасывается в реальность со сломанной ногой, но…. жизнь её коренным образом меняется. Не обязательно к лучшему в общепринятом смысле . « А в начале мая Людмила Алексеевна купила себе собаку». И это выглядит убедительно.

Героем повести «Путешествие в Иваново автора, Коврова и Баранова» является этакий универсальный одноклассник, всеобщий наш однокашник, с ним на страницах повести даже интересно повидаться, про себя всё расскажет, и про других всегда осведомлен. Автор не создает супергероя, а дает выговориться тому, кто прорвался к микрофону. … По доброй литературной традиции принять не добираться ни в Петушки, ни в Царское село, вот герои и зависают в доме отдыха под пивоваренным Клином. «Попивая пиво и заедая его рыбкой, мы сидели на крыльце сарая. Постепенно я вышел из разговора. Наблюдая, как болтают мои друзья, я получаю истинное удовольствие. Меня почему-то очень радует факт, что они просто треплются. Они не ругаются между собой, не врут друг другу, не заискивают, а просто чешут языками. И это, я считаю, само по себе замечательно.

У героев нет мечты всей жизни или еще каких признаков длинной воли, но они отчетливо это понимают! И в этом их добродетель. У них не проходят детские обиды Но и добро ими не забывается…

и даже озарения, вот целиком приведенная Притча о Самсонове « Известное дело, мужчины следят за собой внимательнее, чем женщины. Был у меня приятель — Самсонов. Они жили с уже известным вам Копальским в Одессе в одном номере. Самсонов был чистюля знаменитый. Волосы он мыл два раза в день. Душ принимал при любой возможности. В Одессе тогда отключали воду. Те же короткие промежутки времени, когда вода текла, Самсонов проводил в ванной комнате. Все остальные проводили это время в очереди перед ванной комнатой. Рубашки Самсонова отличались неземной белизной. В свободное от съемок время он яростно гладил свои вещи. Он даже майки гладил. Лично я считаю это извращением. Ботинки Самсонов чистил по нескольку раз в день. При этом он сидел с ногами на разобранной кровати. Его день начинался с чистки ботинок. Он просыпался, открывал глаза, брал ботинки и принимался их драить. Однажды Самсонов вылил на свои ботинки флакон дорогой туалетной воды. Вода принадлежала Копальскому. Зачем он истребил целый пузырек, осталось загадкой. Может быть, он хотел свою обувь продезинфицировать? Самсонов отличался высокомерием. Ходил с высоко поднятой головой. Был со всеми подчеркнуто любезен, но собеседников не замечал. Возле Самсонова всегда находилась его мама. Она ругалась за Самсонова, она отстаивала его интересы, короче, делала за Самсонова всю грязную работу. Кончил Самсонов плохо — погиб в расцвете лет. Жаль его. Такие люди — самовлюбленные, с надменным взглядом из-под полуопущенных век — обсуждаются и осуждаются всеми. Они злят окружающих и притягивают к себе много отрицательной энергии. Соответственно агрессии в мире становится меньше.»

От чистого сердца, простыми словами, короткими предложениями экспонируется Драгоценный Мусор Жизни.

Даже если герою сон сегодня не снится – он упомянет об этом досадном недоразумении и восполнит рассказом другого сна.

Словом, рассказы и повести написаны с удовольствием. Так же и читаются.

Дмитрий Трунченков

Родион Белецкий «Яростный Дед мороз»

Подборка произведений Родиона Белецкого состоит из одной повести, двух рассказов, которые автор считает повестями, и серии миниатюр. Повесть и рассказы заслуживают относительного интереса. В «Путешествии в Иваново автора, Коврова и Баранова» о путешествии в Иваново нет ни слова, зато рассказывается о поездке на пригородную базу отдыха, повествование перемежается разной степени забавности историями. В рассказе «Николай не понимает» дан убедительный портрет человека неприятного, но не замечающего своих недостатков. То же примерно – в рассказе «Главная героиня», о завлитше некоего маленького театра, влюбившейся в начинающего драматурга. Хотя повесть и рассказы не блещут изобретательностью, написаны они все же хорошо и читать их скорее интересно. Иначе с миниатюрами. Пускай порой они и более изобретательны, чем более крупные произведения, однако же и написаны небрежнее. Так, как будто то ли автор писал их по ночам урывками, то ли до повести и рассказов, когда еще не умел. По поводу же всей подборки складывается неоднозначное впечатление. Автор или начинающий литератор, или продолжающий из числа полуталантливых, или же специализируется на других областях литературы, а представленное написал просто для практики.