Мария Галина. «Малая Глуша»
Мария Галина «Малая Глуша»
Этот роман – как прогулка по знакомому лесу. Есть любимые деревья и кустики, есть нахоженные тропинки. Безусловно, данное качество не может влиять на продукт отрицательно: все, что мы узнаем, нам симпатично, а то, что без новшеств – так это тоже приятно, потому что предвкушаешь безопасное чтение. С другой стороны, указанная узнаваемость положительно влиять на продукт не может ну никак. В свете окружающей действительности, где любой творческий импульс неизбежно порождает многократное эхо, узнаваемость может быть оценена только нейтрально. Особенно в жанре фантастики. Здесь можно было бы завершить характеристику романа, если бы он действительно не содержал в себе ничего, кроме аллюзий на Лукьяненко и Стругацких. Однако раскроем еще пару моментов. Во-первых, роман написан хорошим языком. Во-вторых, он состоит из двух почти не связанных сюжетно частей. И если бы автор волевым движением не обрубил повествование первой части, кто знает, каков был бы результат. Возможно, ничего не подозревающего читателя унесло бы совсем далеко от фантастики в самый что ни на есть реализм, тот самый, который так любит всерьез раздирать читательскую душу. В этот раз читатель отделался испугом. Но есть все основания подозревать за автором весьма опасный творческий потенциал.
Мария Галина «Малая Глуша»
Еще один пример текста «женского магического реализма». В отличие от насквозь иррациональной чародейки Петрушевской и местами удручающе прямолинейной, до истеричности, и в жанровом, и в идейном смысле сказочницы Кунгурцевой, чья проза, при всей изощренности фантазии, оставляет ощущение этакого фантазийно-памфлетного франкенштейна (см. выше), Мария Галина пишет «от головы», что даже несколько странно для поэта, но при этом умудряется сохранить невероятно легкое, естественное дыхание. При желании можно выявить «хромосомный набор» авторской манеры, в котором будут и братья Стругацкие, и упомянутая Петрушевская, и кое-что еще, но делать это не очень хочется – настолько ладно сшита эта занимательная, очень хитроумная, насыщенная метафорически, глубокая, с лукавинкой, проза. Замечательно придуманная и очень хорошо, без тени вымороченности написанная, на стыке жанра (фантастика) и высокой прозы вещь. Именно что потенциальный бестселлер.
То, что называется романом Марии Галиной «Малая Глуша» представляет собой две темные истории, причем первая озаглавлена «Часть первая. СЭС-2.1979», а вторая не имеет никакого названия. В первой части мы окунаемся в загадочную деятельность сотрудников санэпидстанции какого-то порта. Что они делают, разобраться трудно. Очевидно, они имеют дело с нечистой силой. Все это происходит на фоне каких-то их проблем личной жизни. Действующие лица: ведьма, шаман, экстасенс, девственница, государственные чиновники, духи. Что-то происходит, но сильно затянуто и невнятно. Во второй истории совершенно новые персонажи осуществляют паломничество в некие места, где, по их представлениям, пребывают ушедшие из жизни. Тоже все сильно затянуто, перегружено массой деталей, которые в конечном итоге не имеют никакого значения. Деревенские мужики, например, задают трепку огненному змею, который из гуманных соображений по ночам посещает безутешную вдову. А незабвенные в своем элизиуме постоянно пребывают в нескончаемой оргии. Что это? К чему это? Неважно. А песьеголовые? Короче, некие фантазии на понятные темы. И с первой частью они каким-то образом связаны, но непонятно каким. Никакой фантастики, только немыслимая чертовщина и суеверия. И занятного ничего нет, как нет и ничего познавательного.